ББКУДК 159.9(075.8)
88.3я73
П44
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Подпругина В. В., кандидат психологических наук, доцент, почетный работник общего
образования Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии и педагогической
антропологии ИГПН Московского государственного лингвистического университета,
практический психолог высшей категории, магистр психологии.
Рецензенты:
Троицкая Е. А., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и
педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета;
П44
Дробышева
Т. В., доктор психологических наук, ведущий сотрудник ИП РАН.
Подпругина В. В.
ISBN 978-5-392-43638-5
ность их использования в практической деятельности профессиональных психологов.В учебно-методическом пособии представлены проективные методики и возможПредпринята
попытка отразить опыт формирования профессиональных компетенций
на практических занятиях по дисциплинам «Психолого-педагогическое сопровождение
образования», «Психологическая служба в образовании», «Основы психологического
консультирования», «Супервизия практической деятельности психолога»
уровней бакалавриата и магистратуры посредством ознакомления с диагностическим
в инструментарием проективных методик. Рассмотрены проективные технологии
Предназначено для практикующих психологов, а также может быть использовано
при формировании профессиональных компетенций уровней бакалавриата и магистратуры
по направлениям подготовки «Психолог», «Педагог-психолог», «Психологконсультант».
88.3я73
Печатается
по решению ученого совета
Московского государственного лингвистического университета.
Учебное издание
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Учебно-методическое пособие
Подписано в печать 09.01.2025. Формат 60×90 1
ПодПругина Виктория ВиктороВна
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
Печать цифровая. Печ. л. 6,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-43638-5
©© Подпругина В. В., 2025
ООО «Проспект», 2025
Московский государственный
© лингвистический университет, 2025
.
Проективный метод в практической деятельности психолога : учебнометодическое
пособие. – Москва : Проспект, 2025. – 96 с.
деятельности практического психолога, психолога-консультанта, обоснована их
позитивная роль в построении и ведении беседы с участником исследования. Даны
квалификация проективных технологий, анализ их использования в практической
деятельности профессионального психолога.
ББКУДК 159.9(075.8)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1.1. Проективные методики как средство формирования
профессиональных компетенций психолога ..................................5
Вопросы для обсуждения .......................................................................8
Практические задания .............................................................................8
Литература ....................................................................................................9
1.2. Проективные технологии как возможность
моделирования беседы ...........................................................................9
Выводы ........................................................................................................ 14
Вопросы для обсуждения .................................................................... 15
Практические задания .......................................................................... 15
Литература ................................................................................................. 16
Глава 2
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА
2.1. Принципы использования диагностического
инструментария .........................................................................................17
Вопросы для обсуждения .................................................................... 19
Практическое задание .......................................................................... 19
Литература ................................................................................................. 19
2.2. Проективный метод вклассификации
психодиагностики ................................................................................... 19
Вопросы для обсуждения .................................................................... 23
Практическое задание .......................................................................... 24
Литература ................................................................................................. 24
Стр.94
Оглавление
95
2.3. Особенности проективных методик ................................................ 25
Вопросы для обсуждения .................................................................... 30
Практические задания .......................................................................... 31
Литература ................................................................................................. 31
Глава 3
ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМАСКИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
3.1. Представления подростков об эмоциях
посредством рисунка ............................................................................. 33
Методика ..................................................................................................... 34
Результаты иобсуждение .................................................................... 34
Выводы ........................................................................................................ 42
Вопросы для обсуждения .................................................................... 43
Практические задания .......................................................................... 44
Литература ................................................................................................. 45
3.2. Графические приемы ............................................................................. 45
Вопросы для обсуждения .................................................................... 49
Практические задания .......................................................................... 50
Литература ................................................................................................. 50
Список литературы .................................................................................................... 51
Приложения
Приложение 1. Выписка из РПД «Проективные методы
впсихологическом консультировании»
направление подготовки 37.04.01 психология;
квалификация: магистр ......................................................................................57
Приложение 2. Формируемые компетенции итребования
крезультатам освоения дисциплины «Проективные методы
вконсультировании. Практикум» .................................................................. 58
Приложение 3. Примерный перечень теоретических вопросов
(для подготовки кпромежуточной аттестации) ...................................... 59
Приложение 4. Перечень рекомендуемой учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины «Проективные методы
вконсультировании. Практикум» .................................................................. 61
Приложение 5. Перечень проективных методик ................................... 64
Приложение 6. Основные принципы применения рисунка
впсихологической диагностике .................................................................... 66
Стр.95
96
Оглавление
Приложение 7. Рисуночные тесты вдиагностике детей разного
возраста (основные анализируемые показатели) ................................. 68
Приложение 8. Интерпретация кграфическому тесту
«Дерево»... .............................................................................................................. 70
Приложение 9. Результаты деятельности ианализ выполнения
проективной методики «Дерево» ................................................................. 72
Приложение 10. Цветовой анализ сопорой на систему,
предложенную Л. Штейнхардом... ................................................................ 78
Приложение 11. Метод пиктограмм А. Р. Лурия ...................................... 81
Приложение 12. Анализ формальных характеристик
графических изображений .............................................................................. 82
Приложение 13. Правила психологического истолкования
рисунка семьи ....................................................................................................... 84
Приложение 14. Проективный тест «Семейная социограмма» ........ 88
Приложение 15. Характеристики пространственного
расположения ....................................................................................................... 90
Приложение 16. Глоссарий .............................................................................. 92
Стр.96