Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 686503)
Контекстум

Цифровая трансформация в профессиональной деятельности (6000,00 руб.)

0   0
Первый авторКомалова Л. Р.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц206
ID946757
АннотацияВ издании осуществляется комплексный обзор представлений о цифровой трансформации профессиональной среды, способов действования и инструментария на глобальном, национальном и индивидуально-личностном уровнях осуществления профессиональной деятельности. Описываются опорные понятия и термины, позволяющие концептуализировать исследуемое явление. Учебный материал вводится с опорой на реальные кейсы и лучшие практики трансформации, сформировавшиеся за последние 10 лет. Особое внимание уделяется компетентностному профилю субъекта профессиональной трансформации, подробно описывается сфера деятельности лингвиста. Законодательство приведено по состоянию на 16 апреля 2024 г.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для обучающихся по направлениям подготовки высшего образования, относящимся к укрупненной группе специальностей 45.00.00 «Языкознание и литературоведение», а также будет полезен всем, кто интересуется темой цифровой трансформации в профессиональной деятельности.
ISBN978-5-392-41973-9
УДК81:004(075.8)
ББК 81:32.81я73
Комалова, Л. Р. Цифровая трансформация в профессиональной деятельности : учебник / Л. Р. Комалова .— Москва : Проспект, 2024 .— 206 с. — ISBN 978-5-392-41973-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/946757 (дата обращения: 27.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Цифровая_трансформация_в_профессиональной_деятельности.pdf
ББК 8УДК 81:004(075.8) 1:32.81я73 К63 Автор: Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Настоящий учебник публикуется по решению методического совета Московского государственного лингвистического университета. Комалова Л. Р., доктор филологических наук, доцент, руководитель и ведущий научный сотрудник Центра эмерджентных практик Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета. Рецензенты: Колмогорова А. В., доктор филологических наук, профессор, профессор департамента филологии Школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), академический руководитель магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании», руководитель научной лаборатории языковой конвергенции; Харламов А. А., доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета. К63 Комалова Л. Р. Цифровая трансформация в профессиональной деятельности : учебник. — Москва : Проспект, 2024. — 208 с. В издании осуществляется комплексный обзор представлений о цифровой трансформации профессиональной среды, способов действования и инструментария на глобальном, национальном и индивидуально-личностном уровнях осуществления профессиональной деятельности. Описываются опорные понятия и термины, позволяющие концептуализировать исследуемое явление. Учебный материал вводится с опорой на реальные кейсы и лучшие практики трансформации, сформировавшиеся за последние 10 лет. Особое внимание уделяется компетентностному профилю субъекта профессиональной трансформации, подробно описывается сфера деятельности лингвиста. ISBN 978-5-392-41973-9 Законодательство приведено по состоянию на 16 апреля 2024 г. Учебник предназначен для обучающихся по направлениям подготовки высшего образования, относящимся к укрупненной группе специальностей 45.00.00 «Языкознание и литературоведение», а также будет полезен всем, кто интересуется темой цифровой трансформации в профессиональной деятельности. ББК 8УДК 81:004(075.8) 1:32.81я73 Учебное издание Комалова лилия Ряшитовна В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Печать цифровая. Печ. л. 13,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. ООО «Проспект» Подписано в печать 03.07.2024. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. /16 . ISBN 978-5-392-41973-9 ©© Комалова Л. Р., 2024 ООО «Проспект», 2024 Московский государственный © лингвистический университет, 2024
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...................................................................................................................3 Раздел 1 ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОНЯТИЯХ И ТЕРМИНАХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ Тема 1. Цифровая экономика и цифровизация как мотиваторы цифровой трансформации ................................5 1.1. Общие сведения ................................................................................5 1.2. Эволюционная шкала цифровой экономики ........................6 1.3. Уточнение содержания понятия «цифровая экономика» ..........................................................................................9 1.4. Характерные черты цифровой экономики .........................20 1.5. Цифровая экономика Российской Федерации ..................22 1.6. Сквозные технологии ...................................................................25 1.7. Обзор использования цифровых технологий в Российской Федерации ........................................................... 37 Тема 2. Цифровая трансформация ................................................................ 40 2.1. Содержание понятия «цифровая трансформация» .........40 2.2. Векторы цифровой трансформации и их влияние на мировую политику .......................................42 2.3. Цифровая трансформация в Российской Федерации ....43 2.4. Цифровая трансформация организации ..............................49 Тема 3. Цифровые платформы и цифровые экосистемы .................... 52 3.1. Цифровые платформы .................................................................52 3.2. Классификации цифровых платформ ...................................55 3.3. Цифровые экосистемы ................................................................72
Стр.204
Оглавление 205 3.4. Влияние цифровых платформ и экосистем на эффективность экономики ...................................................72 3.5. Характеристика проблем, рисков и вызовов, связанных с цифровыми платформами и экосистемами ...............................................................................74 3.6. Развитие цифровых экосистем и платформ в Российской Федерации ...........................................................75 Тема 4. Цифровая грамотность, цифровые компетенции и цифровые навыки .............................................................................. 78 4.1. Базовые определения ..................................................................78 4.2. Уровни цифровой компетентности.........................................79 4.3. Цифровые навыки в повседневной жизни и в профессиональной деятельности ....................................80 4.4. Цифровая грамотность россиян...............................................81 Тема 5. Актуальные модели цифровых компетенций ............................87 5.1. DigCompEdu 2018: Европейская модель цифровых компетенций для образования .......................... 87 5.2. EU DigComp 2.1. Модель цифровых компетенций для граждан .........................................................88 5.3. Целевая модель компетенций 2025 .......................................91 5.4. Модель профессиональных компетенций в изменяющемся мире ................................................................92 Обобщение пройденного материала .........................................................98 Вопросы и задания к первому разделу .......................................................98 В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТА Раздел 2 Тема 6. Лингвистическая профессионализация в цифровой среде ................................................................................102 6.1. Знания, умения и навыки лингвистического профиля .......................................................................................... 102 6.2. Традиционные лингвистические профессии ................... 106 6.3. Перспективы трудоустройства .............................................. 109 6.4. Примеры цифровой трансформации традиционных лингвистических профессий ................... 114 6.5. Цифровые профессии будущего, включающие лингвистические навыки ......................................................... 118
Стр.205
206 Оглавление Тема 7. Современный ландшафт компьютерной лингвистики ............................................................................................130 7.1. Определение понятия «компьютерная лингвистика» ................................................................................. 130 7.2. Технологические разработки и научные достижения в области обработки естественного языка .................................................................. 133 7.3. Технологические тренды в области обработки естественного языка .................................................................. 139 7.4. Актуальный прогноз относительно технологий в области обработки естественного языка ................................................................................................ 140 Обобщение пройденного материала ...................................................... 143 Вопросы и задания ко второму разделу ................................................. 143 Послесловие ...............................................................................................................145 Список литературы ..................................................................................................146 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 EduTech-инструменты ................................................................................................. 165 Приложение 2 История развития технологий обработки естественного языка и речевых технологий .................................................... 168 Приложение 3 Системы искусственного интеллекта для генерации данных (на основе образовательного онлайн-курса «Генеративное искусство» от СберУниверситета) ........................................... 172 Приложение 4 Краткий список открытых ресурсов цифровой гуманитаристики ..................................................................................... 174 Приложение 5 Исследование концептуализации понятий «Интернет вещей», «Интернет поведения», «Интернет тел»............................................................................................................... 179
Стр.206

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически