ББК 8УДК 81:004(075.8)
1:32.81я73
К63
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Настоящий учебник публикуется по решению методического совета Московского государственного
лингвистического университета.
Комалова Л. Р., доктор филологических наук, доцент, руководитель и ведущий научный сотрудник
Центра эмерджентных практик Института научной информации по общественным
наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), профессор кафедры прикладной и экспериментальной
лингвистики Московского государственного лингвистического университета.
Рецензенты:
Колмогорова А. В., доктор филологических наук, профессор, профессор департамента филологии
Школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), академический руководитель
магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании», руководитель
научной лаборатории языковой конвергенции;
Харламов А. А., доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Международной
академии информатизации, профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
Московского государственного лингвистического университета.
К63
Комалова Л. Р.
Цифровая трансформация в профессиональной деятельности : учебник. —
Москва : Проспект, 2024. — 208 с.
В издании осуществляется комплексный обзор представлений о цифровой трансформации
профессиональной среды, способов действования и инструментария на глобальном, национальном
и индивидуально-личностном уровнях осуществления профессиональной деятельности.
Описываются опорные понятия и термины, позволяющие концептуализировать
исследуемое явление. Учебный материал вводится с опорой на реальные кейсы и лучшие
практики трансформации, сформировавшиеся за последние 10 лет. Особое внимание уделяется
компетентностному профилю субъекта профессиональной трансформации, подробно
описывается сфера деятельности лингвиста.
ISBN 978-5-392-41973-9
Законодательство приведено по состоянию на 16 апреля 2024 г.
Учебник предназначен для обучающихся по направлениям подготовки высшего образования,
относящимся к укрупненной группе специальностей 45.00.00 «Языкознание и литературоведение»,
а также будет полезен всем, кто интересуется темой цифровой трансформации
в профессиональной деятельности.
ББК 8УДК 81:004(075.8)
1:32.81я73
Учебное издание
Комалова лилия Ряшитовна
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебник
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Печать цифровая. Печ. л. 13,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 03.07.2024. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-41973-9
©© Комалова Л. Р., 2024
ООО «Проспект», 2024
Московский государственный
© лингвистический университет, 2024
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...................................................................................................................3
Раздел 1
ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОНЯТИЯХ И ТЕРМИНАХ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ
Тема 1. Цифровая экономика и цифровизация
как мотиваторы цифровой трансформации ................................5
1.1. Общие сведения ................................................................................5
1.2. Эволюционная шкала цифровой экономики ........................6
1.3. Уточнение содержания понятия «цифровая
экономика» ..........................................................................................9
1.4. Характерные черты цифровой экономики .........................20
1.5. Цифровая экономика Российской Федерации ..................22
1.6. Сквозные технологии ...................................................................25
1.7. Обзор использования цифровых технологий
в Российской Федерации ........................................................... 37
Тема 2. Цифровая трансформация ................................................................ 40
2.1. Содержание понятия «цифровая трансформация» .........40
2.2. Векторы цифровой трансформации
и их влияние на мировую политику .......................................42
2.3. Цифровая трансформация в Российской Федерации ....43
2.4. Цифровая трансформация организации ..............................49
Тема 3. Цифровые платформы и цифровые экосистемы .................... 52
3.1. Цифровые платформы .................................................................52
3.2. Классификации цифровых платформ ...................................55
3.3. Цифровые экосистемы ................................................................72
Стр.204
Оглавление
205
3.4. Влияние цифровых платформ и экосистем
на эффективность экономики ...................................................72
3.5. Характеристика проблем, рисков и вызовов,
связанных с цифровыми платформами
и экосистемами ...............................................................................74
3.6. Развитие цифровых экосистем и платформ
в Российской Федерации ...........................................................75
Тема 4. Цифровая грамотность, цифровые компетенции
и цифровые навыки .............................................................................. 78
4.1. Базовые определения ..................................................................78
4.2. Уровни цифровой компетентности.........................................79
4.3. Цифровые навыки в повседневной жизни
и в профессиональной деятельности ....................................80
4.4. Цифровая грамотность россиян...............................................81
Тема 5. Актуальные модели цифровых компетенций ............................87
5.1.
DigCompEdu 2018: Европейская модель
цифровых компетенций для образования .......................... 87
5.2.
EU DigComp 2.1. Модель цифровых
компетенций для граждан .........................................................88
5.3. Целевая модель компетенций 2025 .......................................91
5.4. Модель профессиональных компетенций
в изменяющемся мире ................................................................92
Обобщение пройденного материала .........................................................98
Вопросы и задания к первому разделу .......................................................98
В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТА
Раздел 2
Тема 6. Лингвистическая профессионализация
в цифровой среде ................................................................................102
6.1. Знания, умения и навыки лингвистического
профиля .......................................................................................... 102
6.2. Традиционные лингвистические профессии ................... 106
6.3. Перспективы трудоустройства .............................................. 109
6.4. Примеры цифровой трансформации
традиционных лингвистических профессий ................... 114
6.5. Цифровые профессии будущего, включающие
лингвистические навыки ......................................................... 118
Стр.205
206
Оглавление
Тема 7. Современный ландшафт компьютерной
лингвистики ............................................................................................130
7.1. Определение понятия «компьютерная
лингвистика» ................................................................................. 130
7.2. Технологические разработки и научные
достижения в области обработки
естественного языка .................................................................. 133
7.3. Технологические тренды в области обработки
естественного языка .................................................................. 139
7.4.
Актуальный прогноз относительно
технологий в области обработки естественного
языка ................................................................................................ 140
Обобщение пройденного материала ...................................................... 143
Вопросы и задания ко второму разделу ................................................. 143
Послесловие ...............................................................................................................145
Список литературы ..................................................................................................146
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
EduTech-инструменты ................................................................................................. 165
Приложение 2
История развития технологий обработки
естественного языка и речевых технологий .................................................... 168
Приложение 3
Системы искусственного интеллекта для генерации
данных (на основе образовательного онлайн-курса
«Генеративное искусство» от СберУниверситета) ........................................... 172
Приложение 4
Краткий список открытых ресурсов
цифровой гуманитаристики ..................................................................................... 174
Приложение 5
Исследование концептуализации понятий
«Интернет вещей», «Интернет поведения»,
«Интернет тел»............................................................................................................... 179
Стр.206