С. Соловьев1
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
знаков публичной системы власти
выделяется признак, связанный
с тем, что она опирается на
специализированный и законодательно
обособленный аппарат,
реализующий публично-властные
полномочия. Как отмечают такие
ó÷åíûå, как Þ. À. Òèõîìèðîâ2,
А. А. Югов3, в рамках публичновластной
системы выделяются
органы и должностные лица,
системно и скоординировано
осуществляющие
В
управление
определенными сферами местных
общественных отношений.
Следует отметить, что наличие
публично-властной системы в
местном самоуправлении, представлявшее
на протяжении последних
лет предмет многочисленных
споров, в настоящее
время является, по нашему мнению,
признанным фактом. Об
этом свидетельствуют положения
ст.3 Конституции РФ, а также
определение местного самоуправления
в Российской Федерации
как формы осуществления
народом своей власти, данное в
п.2 ст.1 Федерального Закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации»
от
06.10.2003 ã.4
Кроме того, что на самостоятельную
роль местного самоуправления
в системе управления
государственными делами
указал в своем Постановлении от
15 мая 1998 ã. ¹3-Ï и Êîíñòèòó1
Соловьев С. Г. – заведующий
кафедрой Южно-Уральского государственного
университета, кандидат
юридических наук.
2 Тихомиров Þ. À. Власть и
управление в социалистическом
îáùåñòâå. Ì., 1968. Ñ.54.
3 Югов А. А. Правовые основы
публичной власти в Российской
Федерации. Екатеринбург. 1999.
Ñ.107.
4 Российская ãàçåòà. 2003.
8 октября.
44
настоящее1 время в качестве
одного из основных приционный
суд РФ, который официально
употребил термин «публичная
власть» и подчеркнул, что
понятие «органы власти» само по
себе не свидетельствует о государственной
природе муниципальных
органов, т.к. публичная
власть может осуществляться в
форме публичной деятельности
муниципальных органов.5
В качестве практического подтверждения
приведенной позиции
можно привести и положения отдельных
уставов муниципальных
образований. К примеру, в Уставе
муниципального
образования
«Город Первоуральск», утвержденном
Решением Первоуральского
городского Совета от
25.04.96 ãîäà,6 содержится Глава
III «Власть местного самоуправления
города Первоуральска», в
которой определяется система и
составляющие элементы муниципально-властного
аппарата, созданного
в данном муниципальном
образовании.
Как отмечает ряд авторов, таP.
P. Ñèääèêîâ,7
кие
как
Н. А. Игнатюк,8 муниципальные
5 Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации
от 15.01.1998 ã. ¹3-Ï «Ïî делу о
проверке конституционности статей
80, 92, 93, и 94 Конституции
Республики Коми от 31.10.1994 ã.
«Об органах исполнительной власти
в Республике Коми» // Собрание
законодательства ÐÔ. 1998.
¹4. Ñò.532.
6 Устав муниципального образования
«Город Первоуральск», утвержденный
Решением Первоуральского
городского Совета от
25.04.96 ã. // Уставы Уральского
ðåãèîíà. Челябинск. 1999. Ñ.87.
7 Сиддиков Р. Р. Местные органы
власти и местного самоуправления
(теоретические и организационно-правовые
проблемы): Автореф.
äèñ. ... äîêò. þðèä. íàóê. Ì.,
1993. Ñ.24.
8 Игнатюк Н. А. Правовые проблемы
взаимоотношений органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации с органами
органы, как субъекты, реализующие
муниципально-властные
полномочия, не могут представлять
собой «аморфную» совокупность
органов, так как реализация
властных полномочий требует
наличия строго сбалансированной
и иерархически соподчиненной
системы органов, характеризующейся
единством и дифференциацией
составных элементов.
В силу отмеченного обстоятельства,
систему муниципальной
власти можно определить
как строго сбалансированную
и иерархически соподчиненную
систему органов, осуществляющих
муниципальную власть.
Отметим, что в теории муниципального
права многими учеными
традиционно выделяются несколько
возможных моделей организации
системы муниципальной
власти.9
Первую наиболее распространенную
в настоящее время модель
организации системы муниципальной
власти можно схематично
обозначить как «сильный»
Глава муниципального образования
– «слабый» представительный
орган. В рамках данной
модели население избирает
Главу муниципального образования
непосредственно путем выборов,
что в значительной мере
усиливает позицию Главы муниципального
образования, как
муниципально-властного субъекта
полностью подотчетного не
непосредственно представительместного
самоуправления: Автореф.
äèñ. ... êàíä. þðèä. íàóê. Ì.,
1997. Ñ.27.
9 Шугрина Е. С. Муниципальное
ïðàâî. Новосибирск. 1995. Ñ.22;
Игнатов Â. Ã, Рудой Â. Â. Местное
самоуправление в современной
Ðîññèè. Ðîñòîâ-íà-Äîíó. 2001.
С.21; Постовой Н. В. Муниципальное
право Ðîññèè. Ì.: 2000. Ñ.145;
Воронин À. Ã, Лапин Â. À., Широков
À. Í. Основы
управления
муниципальным хозяйством. М.,
1998. Ñ.5.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1