В. Федотов1
СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА:
ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ИЛИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ?2
1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ3
от 2 марта 2005 года
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
Российской Федерации рассмотрела
в открытом судебном заседании
дело по заявлению прокурора
Владимирской области «О
наделении МО город Суздаль
статусом городского поселения и
установления его границы» от 29
сентября 2004 года, по кассационной
жалобе председателя Законодательного
собрания Владимирской
области на решение
Владимирского областного суда
от 8 декабря 2004 ãîäà, которым
постановлено: Заявление прокурора
Владимирской области от
29 сентября 2004 года «Î наделении
МО город Суздаль статусом
городского поселения и установления
его границы» недействующим
и не подлежащим
применению со дня принятия.123
Заслушав доклад судьи Верховного
Суда Российской Федерации
Е., объяснения представителей:
законодательного собрания
Владимирской области по
доверенности К., администрации
Владимирской области З., поддержавших
доводы кассационных
жалоб, представителей администрации
г. Суздаля по доверенностям
К., Р. И председателя
городского света народных депутатов
г. Суздаля М., возражавших
против удовлетворения кассационных
жалоб, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Г.,
полагавшей решение оставить
без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
1 Руководитель Правового исследовательского
центра Российской
ассоциации «ТОС».
2
примере г. Суздаля.
3
Анализ судебной практики на
Источник – «Ãàðàíò 5.5». В тексте
введено сокращение: МО – муниципальное
образование.
Закон Владимирской области
«О наделении МО город Суздаль
статусом городского поселения и
установления
его
границы»
¹161-03 от 29 сентября 2004
года, опубликованный в газете
«Владимирские
ведомости»,
вступил в силу 21 октября 2004
года.
Прокурор Владимирской области
обратился в суд с заявлением
о признании этого закона,
которым муниципальное образование
город Суздаль наделено
статусом городского поселения,
недействующим и не подлежащим
применению со дня принятия.
В
обосновании требований
(прокурор) указал, что закон области
принят в нарушение требований
Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября
2003 года (÷.2 ñò.11, ÷.3 ñò.13,
ñò.84). В силу требований ñò.1
Закона Владимирской области
«О МО Владимирской области»,
МО город Суздаль не имеет в
границах своей территории других
МО. Наделение МО – город
Суздаль – иным статусом кроме
статуса городского округа возможно
законом субъекта РФ
лишь с учетом мнения населения
соответствующей
территории
путем голосования, проводимого
в порядке, предусмотренном ч.1
ст.24 Федерального
закона
¹131-ÔÇ от 06.10.2003 ã., которое
не проводилось.
Представители администрации
города Суздаль и Суздальского
городского Совета народных депутатов
Ð., Ê., Ì. поддержали
заявление прокурора, указав, что
фактически законом области МО
города Суздаль в нарушении
требований ч.7 ст.13 Федерального
закона ¹131-ÔÇ лишено
статуса городского округа. Город
Суздаль на основании Указа Пре¹86-ГО5-3
зидиума
Верховного Совета
РСФСР от 30 мая 1959 года и
решения исполкома Владимирского
областного Совета депутатов
трудящихся от 19 июня 1969
года ¹169 относится к категории
городов областного подчинения.
В настоящее время город имеет
сложившуюся систему жизнеобеспечения
населения, социальную,
транспортную и иные
инфраструктуры, необходимые
для самостоятельного решения
органами местного самоуправления
всех вопросов местного
значения, отнесенных ст.16 Федерального
закона ¹131-ÔÇ к
вопросам городского округа.
Представители Законодательного
собрания и администрации
Владимирской области К., Г., М.
с заявленными требованиями и
доводами в их обоснование не
согласились, указав, что преобразования
МО не имело места.
Поскольку город Суздаль не имел
статуса городского округа, границы
его не изменялись, то учета
мнения населения для принятия
оспариваемого закона не требовалось.
Наделение статусом городского
округа – право законодателя
субъекта, при реализации
которого не должны ущемляться
интересы прилегающих муниципального
района (муниципальных
районов), которые также должны
иметь сложившуюся инфраструктуру,
необходимую для самостоятельного
решения соответствующих
вопросов местного
значения и осуществления отдельных
государственных полномочий.
Федеральный
закон
¹131-ÔÇ от 6 октября 2003 года
не связывает наделение МО статусом
городского округа в зависимости
от отнесения их к категории
городов областного подчинения.
Поскольку город Суздаль
как административно-территориальная
единица является населенным
пунктом, территориально
В. Федотов. Статус муниципального образования города: городское поселение или …
47
Стр.1