СУД ДА ДЕЛО
Верховный Суд РФ
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ
ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА1
от 29 ноября 2007 г.
№48
1
Обсудив материалы проведенного обобщения практики
рассмотрения судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, Пленум отмечает, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения. <...> В целях обеспечения правильного и единообразного применения
законодательства при производстве по делам об оспаривании
нормативных правовых актов
Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать судам следующие разъяснения: <...> Лица, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ,
вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением об
оспаривании нормативных правовых актов. <...> При решении вопроса о том,
подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового
акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в
заявлении. <...> Судам подведомственны дела об оспаривании полностью
или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции РФ, по основаниям их
противоречия
иному,
кроме
Конституции РФ, нормативному
правовому
акту,
имеющему
большую
юридическую
силу
(например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Прави1
Опубликовано в «Российской газете» 8 декабря 2007 г.
72
тельства РФ, законов субъектов
РФ по основаниям их противоречия федеральным законам). <...> При этом следует иметь в виду, что судам неподведомственны дела:
об оспаривании по основаниям противоречия федеральным
законам нормативных правовых
актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда
проверка соответствия указанных
нормативных правовых актов федеральному закону невозможна
без установления их соответствия Конституции РФ;
об оспаривании конституций и
уставов <...>
О_практике_рассмотрения_судами_дел_об_оспаривании_нормативных_правовых_актов_полностью_или_в_части.pdf
СУД ДА ДЕЛО
Верховный Суд РФ
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ
ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА1
от 29 ноября 2007 ã.
Обсудив1 материалы проведенного
обобщения практики
рассмотрения судами дел о признании
недействующими нормативных
правовых актов полностью
или в части, Пленум отмечает,
что у судов возникли вопросы,
требующие разрешения.
В целях обеспечения правильного
и единообразного применения
законодательства при производстве
по делам об оспаривании
нормативных правовых актов
Пленум Верховного Суда РФ постановляет
дать судам следующие
разъяснения:
1. Лица, перечисленные в частях
1 и 2 статьи 251 ГПК ÐÔ,
вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением об
оспаривании нормативных правовых
актов.
При решении вопроса о том,
подведомственно ли суду рассмотрение
такого заявления, необходимо
учитывать вид оспариваемого
нормативного правового
акта и вид нормативного правового
акта, о проверке соответствия
которому ставится вопрос в
заявлении.
Судам подведомственны дела
об оспаривании полностью
или в части нормативных правовых
актов ниже уровня федерального
закона, перечисленных
в части 2 статьи 125 Конституции
РФ, по основаниям их
противоречия иному,
тельства РФ, законов субъектов
РФ по основаниям их противоречия
федеральным законам).
При этом следует иметь в виду,
что судам неподведомственны
дела:
об оспаривании по основаниям
противоречия федеральным
законам нормативных правовых
актов Президента РФ или Правительства
РФ в случаях, когда
проверка соответствия указанных
нормативных правовых актов федеральному
закону невозможна
без установления их соответствия
Конституции РФ;
об оспаривании конституций и
уставов субъектов РФ, поскольку
проверка соответствия учредительного
акта субъекта РФ федеральному
закону сопряжена с
установлением его соответствия
нормам Конституции РФ.
Исходя из положений статьи
кроме
Конституции РФ, нормативному
правовому акту, имеющему
большую юридическую силу
(например, дела об оспаривании
нормативных правовых актов
Президента РФ и Прави1
Опубликовано
в «Российской газете»
8 декабря 2007 ã.
72
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2008 СУД ДА ДЕЛО
245 ГПК РФ суды не вправе рассматривать
и разрешать дела,
возникающие из публичных правоотношений,
в том числе по
заявлениям граждан, организаций,
прокурора об оспаривании
полностью или в части нормативных
правовых актов, в случаях,
когда федеральным законом
их рассмотрение прямо отнесено
к ведению арбитражных судов
(например, абзацем первым
пункта 2 статьи 138 Налогового
кодекса РФ, пунктом 4 статьи 5
Таможенного кодекса РФ, статьей
36 Федерального закона «О
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных
мерах при импорте товаров»,
статьей 71 Федерального закона
«О государственном регулировании
тарифов на электрическую и
тепловую энергию в РФ», статьей
¹48
23 Федерального закона «О защите
конкуренции»).
При наличии в субъекте РФ
конституционного
(уставного)
суда субъекта РФ суды общей
юрисдикции не вправе рассматривать
дела о проверке соответствия
законов субъекта РФ, нормативных
правовых актов органов
субъекта
РФ, органов местного
самоуправления
государственной власти
конституции
(уставу) субъекта РФ, поскольку
рассмотрение этих дел отнесено
частью 1 статьи 27 Федерального
конституционного закона «О судебной
системе РФ» к компетенции
конституционного (уставного)
суда субъекта РФ.
Вместе с тем если в субъекте
РФ такой суд не создан (то есть
отсутствует возможность осуществления
иного судебного порядка
оспаривания нормативных правовых
актов на предмет соответствия
их конституции или уставу
субъекта РФ), то в целях реализации
гарантированного частью 1
статьи 46 Конституции РФ права
на судебную защиту рассмотрение
названных выше дел осуществляется
судами общей юрисдикции.
Исключение составляют
случаи, когда рассмотрение дел о
проверке соответствия законов
субъекта РФ, нормативных правовых
актов органов государственной
власти субъекта РФ, органов
местного самоуправления конституции
(уставу) субъекта РФ передано
Конституционному Суду РФ
заключенными в соответствии со
статьей 11 Конституции РФ договорами
о разграничении предметов
ведения и полномочий между
органами государственной власти
РФ и органами государственной
Стр.1