Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614907)
Контекстум

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (66,00 руб.)

0   0
Первый авторВерховный Суд РФ
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц8
ID173065
АннотацияОбсудив материалы проведенного обобщения практики рассмотрения судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, Пленум отмечает, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать судам следующие разъяснения: 1. Лица, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться… >>>
Верховный, С.Р. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части : статья / С.Р. Верховный .— Муниципальное право №8 .— : Институт муниципального управления, 2008 .— 8 с. — С.72-79 .— URL: https://rucont.ru/efd/173065 (дата обращения: 27.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СУД ДА ДЕЛО Верховный Суд РФ О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА1 от 29 ноября 2007 г. №48 1 Обсудив материалы проведенного обобщения практики рассмотрения судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, Пленум отмечает, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения. <...> В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать судам следующие разъяснения: <...> Лица, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов. <...> При решении вопроса о том, подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в заявлении. <...> Судам подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции РФ, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Прави1 Опубликовано в «Российской газете» 8 декабря 2007 г. 72 тельства РФ, законов субъектов РФ по основаниям их противоречия федеральным законам). <...> При этом следует иметь в виду, что судам неподведомственны дела: об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ; об оспаривании конституций и уставов <...>
О_практике_рассмотрения_судами_дел_об_оспаривании_нормативных_правовых_актов_полностью_или_в_части.pdf
СУД ДА ДЕЛО Верховный Суд РФ О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА1 от 29 ноября 2007 ã. Обсудив1 материалы проведенного обобщения практики рассмотрения судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, Пленум отмечает, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать судам следующие разъяснения: 1. Лица, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 251 ГПК ÐÔ, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов. При решении вопроса о том, подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в заявлении. Судам подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции РФ, по основаниям их противоречия иному, тельства РФ, законов субъектов РФ по основаниям их противоречия федеральным законам). При этом следует иметь в виду, что судам неподведомственны дела: об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ; об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта РФ федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормам Конституции РФ. Исходя из положений статьи кроме Конституции РФ, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Прави1 Опубликовано в «Российской газете» 8 декабря 2007 ã. 72 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2008 СУД ДА ДЕЛО 245 ГПК РФ суды не вправе рассматривать и разрешать дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда федеральным законом их рассмотрение прямо отнесено к ведению арбитражных судов (например, абзацем первым пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ, пунктом 4 статьи 5 Таможенного кодекса РФ, статьей 36 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», статьей 71 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», статьей ¹48 23 Федерального закона «О защите конкуренции»). При наличии в субъекте РФ конституционного (уставного) суда субъекта РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов субъекта РФ, органов местного самоуправления государственной власти конституции (уставу) субъекта РФ, поскольку рассмотрение этих дел отнесено частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Вместе с тем если в субъекте РФ такой суд не создан (то есть отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет соответствия их конституции или уставу субъекта РФ), то в целях реализации гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции РФ права на судебную защиту рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение дел о проверке соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ передано Конституционному Суду РФ заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной
Стр.1