Верховный Суд РФ
О РОСПУСКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2008 г.
№8-Г08-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
РФ рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по
заявлению Х. об оспаривании
Закона Ярославской
области
№11-3 от 19 февраля 2008 г. «О
роспуске Муниципального Совета
Константиновского
сельского
поселения Ярославской области»
по кассационной жалобе заявителя на решение Ярославского
областного суда от 8 апреля
2008 г., которым в удовлетворении заявления отказано. <...> Н.В. Вантеевой, а также представителей Ярославской областной
Думы Кирилиной О.М. и Вахромеевой Е.А., представителей
Губернатора Ярославской области Виноградова О.И. и Морозова М.Ю., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ
Власовой Т.А., полагавшей решение суда первой инстанции
подлежащим оставлению без
изменения, Судебная коллегия
установила: <...> Х. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на
то, что названный выше Закон
противоречит ст.ст. <...> Отмечает,
что данным актом нарушены ее
полномочия как депутата Совета
указанного поселения и право на
местное самоуправление. <...> Оспариваемым Законом области не
принято во внимание отсутствие
вины депутатов в непроведении
собрания в течение трех месяцев, что связано с тем, что в
Константиновском сельском поселении не были приняты устав
последнего и регламент деятельности Совета и было решено использовать регламент работы
Муниципального совета Тутаевского района и руководствоваться его Уставом. <...> Обязанности
председателя
Муниципального
Константиновского
сельского
поселения исполнял Глава Константиновского сельского поселения, из-за бездействия которого собрание Муниципального
совета не проходило в течение
более трех месяцев. <...> Указывалось
на отсутствие в законе предусмотренного названными выше
федеральными нормами обстоятельств ответственности представительного органа муниципального образования, а также <...>
О_роспуске_муниципального_совета_сельского_поселения.pdf
Верховный Суд РФ
О РОСПУСКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2008 ã.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
РФ рассмотрела в судебном заседании
гражданское дело по
заявлению Х. об оспаривании
Закона Ярославской области
¹11-3 от 19 февраля 2008 ã. «Î
роспуске Муниципального Совета
Константиновского
сельского
поселения Ярославской области»
по кассационной жалобе заявителя
на решение Ярославского
областного суда от 8 апреля
2008 ã., которым в удовлетворении
заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного
Суда РФ Макарова Г.В.,
объяснения Х., ее представителя
Н.В. Вантеевой, а также представителей
Ярославской областной
Думы – Кирилиной О.М. и Вахромеевой
Е.А., представителей
Губернатора Ярославской области
– Виноградова О.И. и Морозова
М.Ю., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ
Власовой Т.А., полагавшей решение
суда первой инстанции
подлежащим оставлению без
изменения, Судебная коллегия
установила:
Х. обратилась в суд с вышеуказанным
заявлением, ссылаясь на
то, что названный выше Закон
противоречит ñò.ñò.72, 73 ФЗ от
6 октября 2003 ã. ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Отмечает,
что данным актом нарушены ее
полномочия как депутата Совета
указанного поселения и право на
местное самоуправление. Оспариваемым
Законом области не
принято во внимание отсутствие
вины депутатов в непроведении
собрания в течение трех месяцев,
что связано с тем, что в
Константиновском сельском поселении
не были приняты устав
последнего и регламент деятельности
Совета и было решено использовать
регламент работы
Муниципального совета Тутаевского
района и руководствоваться
его Уставом. Обязанности
председателя Муниципального
Константиновского
сельского
поселения исполнял Глава Константиновского
сельского поселения,
из-за бездействия которого
собрание Муниципального
совета не проходило в течение
более трех месяцев. Указывалось
на отсутствие в законе предусмотренного
названными выше
федеральными нормами обстоятельств
ответственности представительного
органа муниципального
образования, а также
на нарушение процедуры принятия
закона, проект которого Губернатором
внесен в областную
Думу до вступления в силу решения
Тутаевского городского суда
от 3 декабря 2007 ã., которым
был признан факт непроведения
Муниципальным советом Константиновского
сельского поселения
правомочных заседаний в
период с 23 июля по 23 октября
2007 ã.
Решением суда в удовлетворении
заявления отказано.
В кассационной жалобе Х.
(представитель Н.В. Вантеева)
указывает о несогласии с решением
суда первой инстанции,
ставит вопрос о его отмене и
принятии нового решения – об
удовлетворении
требования. В обоснование жалобы
ссылается на то, что вывод
суда не соответствует положениям
названного выше Федерального
закона и признанный установленным
факт бездействия
Совета поселения не соответствует
фактическим обстоятельствам.
В частности, указывает на
необоснованность привлечения
представительного органа к ответственности
по мотиву наличия
(отсутствия) устава муниципального
образования, обращений
части депутатов по вопросу са¹8-Г08-9
заявленного
мороспуска
Совета или считать
нецелесообразным их присутствие
на нем; отсутствие доказательств
нарушения Советом прав
населения данного поселения;
безосновательно отклонены как
доводы заявительницы об отсутствии
правомочных заседаний
из-за бездействия главы поселения,
исполнявшего обязанности
председателя Совета, что подтверждается
и актами прокурорского
реагирования, так и указывается
обязанность депутатов
Совета по организации его работы,
что к тому же не основано на
положениях федерального и областного
законодательства. Депутаты
пытались инициировать
деятельность Совета, но эти обстоятельства
предметом всесторонней
оценки не стали. Отмечает,
что решение по делу принято
без учета выраженной Верховным
Судом РФ и Конституционным
Судом РФ позиции относительно
рассмотрения дел данной
категории, а именно, необходимости
учета соразмерности и
адекватности применяемых мер
(ответственности) фактическим
обстоятельствам. Вывод суда о
правомерности внесения Губернатором
области в областную
Думу проекта оспариваемого
Закона не соответствует требованиям
÷.2.1 ñò.73 ФЗ ¹131 от 6
октября 2003 ã., и суду следовало
руководствоваться положениями
Конституции РФ, имеющей
высшую юридическую силу и
прямое действие на территории
РФ. При отсутствии надлежащего
уведомления и при наличии заявления
Х. об отложении разбирательства
дела последнее было
рассмотрено в ее отсутствии и,
как следствие, исключило возможность
представления доказательств
по существенным обстоятельствам
дела.
Проверив материалы дела и
обсудив доводы кассационной
ВС РФ. О роспуске муниципального совета сельского поселения
77
Стр.1