НОРМОТВОРЧЕСТВО
Государственно-правовое управление
аппарата Магаданской областной Думы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1 <...> Общее понятие
нормативного правового
акта
В системе правовых актов, издаваемых государственными органами и органами местного самоуправления, можно выделить
две основные категории:1
· нормативные правовые акты
общего характера (общеправовые);
· правовые акты индивидуального характера (индивидуально правовые). <...> К нормативным правовым актам общего характера можно
отнести акты, принимаемые, как
правило, коллегиальными выборными органами государственной
власти, выборными должностными лицами либо исполнительными органами и рассчитанные на
многократное применение. <...> В числе таких нормативных
правовых актов:
· конституции;
· уставы;
· законы;
· постановления;
· общеобязательные порядки и
правила;
· положения;
· инструкции. <...> К правовым актам индивидуального характера можно отнести
акты, издаваемые, как правило,
должностными лицами, влекущие
правовые
последствия
непосредственно в связи с изданием
и, как правило, исчерпывающиеся по исполнении:
· указы;
· распоряжения;
· приказы;
· программы. <...> 1
Источник:
www.magoblduma.ru/locselfmng/meth
mat/
В Российской Федерации допускается издание нормативных
Указов Президента Российской
Федерации в случае отсутствия
законодательного регулирования
по соответствующему предмету
ведения, и наоборот принятие
коллегиальными органами актов,
имеющих индивидуально правовой характер. <...> В иерархии нормативных правовых актов муниципальные (местные) нормативные правовые
акты занимают особое место в
зависимости
от юридической
силы. <...> В исходном своем предназначении муниципальные нормативные правовые акты являются
подзаконными актами и имеют
силу лишь в том случае, если не
противоречат федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации <...>
Методическое_пособие_по_разработке_и_принятию_нормативных_правовых_актов_представительными_органами_местного_самоуправления.pdf
НОРМОТВОРЧЕСТВО
Государственно-правовое управление
аппарата Магаданской областной Думы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1
1. Общее понятие
нормативного правового
акта
В системе правовых актов, издаваемых
государственными органами
и органами местного самоуправления,
можно выделить
две основные категории:1
· нормативные правовые акты
общего характера (общеправовые);
·
правовые акты индивидуального
характера (индивидуально
правовые).
К нормативным правовым актам
общего характера можно
отнести акты, принимаемые, как
правило, коллегиальными выборными
органами государственной
власти, выборными должностными
лицами либо исполнительными
органами и рассчитанные на
многократное применение.
В числе таких нормативных
правовых актов:
· конституции;
· óñòàâû;
· çàêîíû;
· постановления;
· общеобязательные порядки и
правила;
· положения;
· инструкции.
К правовым актам индивидуального
характера можно отнести
акты, издаваемые, как правило,
должностными лицами, влекущие
правовые последствия непосредственно
в связи с изданием
и, как правило, исчерпывающиеся
по исполнении:
· óêàçû;
· распоряжения;
· приказы;
· программы.
1 Источник:
www.magoblduma.ru/locselfmng/meth
mat/
В Российской Федерации допускается
издание нормативных
Указов Президента Российской
Федерации в случае отсутствия
законодательного регулирования
по соответствующему предмету
ведения, и наоборот – принятие
коллегиальными органами актов,
имеющих индивидуально правовой
характер.
В иерархии нормативных правовых
актов муниципальные (местные)
нормативные правовые
акты занимают особое место в
зависимости
от юридической
силы.
В исходном своем предназначении
муниципальные нормативные
правовые акты являются
подзаконными актами и имеют
силу лишь в том случае, если не
противоречат федеральному законодательству
и законодательству
субъекта Российской Федерации.
2.
Статус и виды
муниципальных
нормативных правовых
актов
В статье 2 Федерального закона
от 06.10.2003 ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее –
Федеральный закон ¹131-ÔÇ)
содержится определение муниципального
правового акта.
Муниципальный правовой акт
обладает следующими признаками:
·
В большинстве случаев он
принимается по вопросам местного
значения. Как исключение
он может быть принят по вопросам
осуществления отдельных
государственных
полномочий,
которые переданы органам местного
самоуправления федеральными
органами или органами
субъектов Российской Федерации.
Такое делегирование полномочий
осуществляется на основе
федерального закона или
закона субъекта Российской Федерации.
·
Муниципальный правовой
акт принимается непосредственно
населением муниципального
образования на местном референдуме
или сходе, или органом
местного самоуправления и (или)
должностным лицом местного
самоуправления.
· Документальное оформление,
т.е. такой акт должен быть
принят в письменном виде с соблюдением
всех необходимых
реквизитов. В нем должно содержаться
название муниципального
образования, наименование
правового акта и подпись главы
муниципального образования.
· Муниципальный правовой
акт обязателен для исполнения
на территории муниципального
образования для всех его граждан
или тех лиц, которым он адресован.
·
Муниципальный правовой
акт устанавливает либо изменяет
общеобязательные правила или
имеет индивидуальный характер.
В первом случае это нормативный
акт, во втором – акт применения
права.
В систему муниципальных
правовых актов (статья 43 Федерального
закона ¹131-ÔÇ) âõîäÿò:
1)
устав муниципального образования;
2)
правовые акты, принятые на
местном референдуме (сходе
граждан), нормативные и иные
правовые акты представительного
органа муниципального образования;
Государственно-правовое
управление аппарата Магаданской областной Думы. Методическое … 49
Стр.1