Арбитражный суд Республики Марий Эл
О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С РАЗРЕШЕНИЕМ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ
ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЛИБО СОЗДАННЫХ ИМИ УЧРЕЖДЕНИЙ
В
соответствии со статьей 124
ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования признаются самостоятельными субъектами гражданского
права и выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих
отношений гражданами и юридическими лицами. <...> Новым арбитражным процессуальным законом учтено принципиальное
положение материального права
и к компетенции арбитражного
суда отнесено рассмотрение экономических споров и иных дел не
только с участием организаций,
являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус
индивидуального предпринимателя, но также и с участием Российской Федерации, субъектов
Российской
Федерации,
муниципальных образований (статья 127 АПК РФ). <...> Тем самым публично-правовое
образование
вправе
самостоятельно осуществлять
принадлежащие ему субъективные вещные и обязательственно-договорные
права,
исполнять обязанности, нести
имущественную
ответственность по принятым обязательствам, выступать в суде в
случае спора в качестве истца
или ответчика. <...> По гражданско-правовым обязательствам публичных
образований
принудительное
взыскание основного долга или
убытков производится арбитражными судами как непосредственно с государственных органов
или органов местного самоуправления1, так и за счет казны
РФ, субъекта РФ или муниципального образования2. <...> Участниками таких дел становились и
непосредственно
публичные
субъекты3, и только органы госу-
1
Например, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №6375/00 от 6 марта 2001 г.
предложено вместо администрации
автономного округа считать ответчиком субъект <...>
О_вопросах,_связанных_с_разрешением_гражданско-правовых_споров_с_участием_государства_и_муниципальных_образований_либо_созданных_ими_учреждений.pdf
Арбитражный суд Республики Марий Эл
О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С РАЗРЕШЕНИЕМ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ
ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЛИБО СОЗДАННЫХ ИМИ УЧРЕЖДЕНИЙ
В
соответствии со статьей 124
ГК РФ Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования
признаются самостоятельными
субъектами гражданского
права и выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах
с иными участниками этих
отношений – гражданами и юридическими
лицами. Новым арбитражным
процессуальным законом
учтено принципиальное
положение материального права
и к компетенции арбитражного
суда отнесено рассмотрение экономических
споров и иных дел не
только с участием организаций,
являющихся юридическими лицами,
граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность
без образования юридического
лица и имеющих статус
индивидуального предпринимателя,
но также и с участием Российской
Федерации, субъектов
Российской Федерации,
муниципальных
образований (статья
127 АПК ÐÔ).
Тем самым публично-правовое
образование вправе
самостоятельно осуществлять
принадлежащие ему субъективные
вещные и обязательственно-договорные
права,
исполнять
обязанности, нести
имущественную ответственность
по принятым обязательствам,
выступать в суде в
случае спора в качестве истца
или ответчика.
Однако судебно-арбитражная
практика применения норм гражданского
и процессуального права
при разбирательстве дел с
участием государства и муниципальных
образований отличается
нестабильностью и многовариантностью.
По гражданско-правовым
обязательствам публичных
образований
принудительное
взыскание основного долга или
убытков производится арбитражными
судами как непосредственно
с государственных органов
или органов местного самоуправления1
ÐÔ,
субъекта РФ или муниципального
образования2
, и только органы госуками
таких дел становились и
непосредственно
субъекты3
дарственной власти или местного
самоуправления4
.
Правоприменительные
, так и за счет казны
. Участнипубличные
проблемы
объясняются сложностью
толкования правил статьи 125 ГК
РФ о порядке участия Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных
образований в отношениях,
регулируемых гражданским
законодательством,
согласно
1 Например, постановлением Президиума
Высшего Арбитражного Суда
РФ ¹6375/00 от 6 марта 2001 ã.
предложено вместо администрации
автономного округа считать ответчиком
субъект РФ. Постановлением
Федерального арбитражного суда
Московского округа от 28 сентября
2004 ã. ¹ÊÃ-À40/8660-04 убытки в
виде расходов операторов по предоставлению
услуг связи взысканы с
Минтруда РФ. Постановлением Федерального
арбитражного суда Волго-Вятского
округа от 4 марта 2002 ã.
¹À82-156/01-Ã/12 иск предпринимателя
о возмещении убытков, возникших
в результате незаконных действий
должностных лиц, удовлетворен
за счет МВД РФ // СПС «Ãàðàíò».
2
Постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ
¹2569/01 от 24 апреля 2001 ã. Постановление
Федерального арбитражного
суда Уральского округа от 12
ноября 2004 ã. ¹Ô09-3764/04ÃÊ.
Постановление Федерального арбитражного
суда Центрального округа от
12 октября 2004 ã. ¹64-1121/04-7.
Суд взыскал с субъекта РФ убытки,
причиненные ненадлежащим исполнением
обязательств по финансированию
льгот. Постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского
округа от 23 сентября 2004 ã.
¹À57-8062/03-13. Иск в части взыскания
убытков удовлетворен за счет
казны РФ в лице Министерства внутренних
дел РФ // СПС «Ãàðàíò».
3
Постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ
¹7986/01 от 20 марта 2002 ã. // СПС
«Гарант». Постановление Федерального
арбитражного суда Центрального
округа от 12 ноября 2004 ã. ¹À641514/04-6
// СПС «Ãàðàíò».
которым от имени Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации могут своими
действиями приобретать и осуществлять
имущественные и
личные неимущественные права
и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в
рамках их компетенции, установленной
актами, определяющими
статус этих органов. От имени
муниципальных
образований
своими действиями могут приобретать
и осуществлять права и
обязанности органы местного
самоуправления в рамках их
компетенции, установленной актами,
определяющими статус
этих органов.
Определяющая сущность этих
правил выражается в том, что
участниками гражданских правоотношений
становятся именно
публично-правовые образования
в целом, а не органы исполнительной
или законодательной
власти либо органы местного
самоуправления. Последние могут
участвовать в гражданских
правоотношениях самостоятельно,
а не от имени соответствующего
публично-правового обра4
Постановление
Федерального
арбитражного суда Дальневосточного
округа от 18 июля 2003 ã. ¹Ô03À04/03-1/1624
– в деле участвовало
19 государственных органов и органов
местного самоуправления. Постановление
Федерального арбитражного
суда Волго-Вятского округа
от 14 апреля 2004 ã. ¹À292610/2003-3
// СПС « Ãàðàíò».
Арбитражный суд Республики Марий Эл. О вопросах, связанных с разрешением …
67
Стр.1