ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
А. Кирпичев*
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ КОРРУПЦИОГЕННЫХ
ДОЛЖНОСТЕЙ КАК ПРАВО И НЕОБХОДИМОСТЬ
стного самоуправления ознаменованы
постоянной необходимостью
разработки так называемых
«антикоррупционных» актов. Их
принятие предусмотрено появившимся
совсем недавно в России
антикоррупционным законодательством.
Центральное место
в антикоррупционном законодательстве
занимает Федеральный
закон от 25 декабря 2008 г.
¹273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (Далее – Закон о
коррупции). Закон о коррупции
углубляет, иногда расширяет, а
чаще – гарантирует ограничения
и запреты, налагаемые на муниципальных
служащих. Одной из
таких гарантий является антикоррупционная
мера, предусмотренная
статьей 8 Закона о коррупции.
«Гражданин, претендующий
на замещение должности
государственной или муниципальной
службы, включенной в
перечень, установленный нормативными
правовыми актами Российской
Федерации, а также
служащий, замещающий должность
государственной или муниципальной
службы, включенную
в перечень, установленный
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, обязаны
представлять представителю
нанимателя (работодателю)
сведения о своих доходах, имуществе
и обязательствах имущественного
характера и о доходах,
об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих
супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей. Порядок представления
указанных сведений
устанавливается федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами Российской
П
*
Александр Кирпичев, юрисконсульт
муниципалитета внутригородского
муниципального образования
Раменки в городе Москве.
2
оследние* месяцы для юридических
служб органов меФедерации».
Таким образом,
логичным развитием данной
нормы было бы принятие подзаконного
правового акта РФ, устанавливающего
в том числе и
перечень должностей муниципальной
службы, при назначении
на которые граждане и при замещении
муниципальные служащие
обязаны представлять сведения
о своих доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера, а также
сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних
детей (далее – перечень коррупциогенных
должностей муниципальной
службы). Однако, вероятно,
в силу особенностей правового
регулирования государственной
гражданской службы
субъектов РФ и муниципальной
службы, подобный перечень был
установлен только для федеральной
государственной службы.
Указ Президента РФ от 18
мая 2009 года ¹557 «Об утверждении
перечня должностей федеральной
государственной
службы,
при назначении на которые
граждане и при замещении
которых федеральные государственные
служащие обязаны представлять
сведения о своих доходах,
об имуществе и обязательствах
имущественного характера,
а также сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах
имущественного характера своих
супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей» (далее – Указ
¹557) в пункте 3 содержит следующую
норму: «Рекомендовать
… органам местного самоуправления
до 1 сентября 2009 г. определить
… должности муниципальной
службы, при назначении
на которые граждане и при замещении
которых … муниципальные
служащие
обязаны
представлять сведения о своих
доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера,
а также сведения о доходах,
об имуществе и обязательствах
имущественного характера
своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей».
Формулировка данного пункта
Указа ¹557 рождает у специалистов
юридических служб органов
местного самоуправления два
важных вопроса:
Насколько «обязательна» указанная
рекомендация для реализации
органом местного самоуправления?
Как
определить должности,
подлежащие включению в перечень
коррупциогенных должностей
муниципальной службы.
В данной статье будет сделана
попытка дать ответы на эти вопросы.
Итак,
Президент РФ своим
Указом рекомендует органам
местного самоуправления до 1
сентября 2009 года определить
коррупциогенные должности, то
есть утвердить перечень коррупциогенных
должностей. При этом
Законом о противодействии коррупции
было предусмотрено, что
данный перечень будет принят
непосредственно на федеральном
уровне.
Изменение в Указе ¹557
уровня, на которым должен быть
издан нормативный правовой
акт, утверждающий данный перечень
(с федерального на местный),
хотя и представляется достаточно
спорным, но все же достаточно
надежно защищает от
сомнений в юридической силе
такого муниципального нормативного
правового акта, поскольку
полномочием по принятию
такого акта органы местного самоуправления
наделены органом,
который имеет право принять
такой акт в силу самого Закона
о противодействии коррупции.
В то же время многие соМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2009 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1