ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРУЮЩЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ
КОНТРОЛЕ <...> МИГИН1
1За прошедшее десятилетие
был принят целый ряд мер, направленных на сокращение избыточного государственного вмешательства в экономику, повышение
качества регулирования и эффективности деятельности органов
исполнительной власти, в том
числе в сфере государственного
контроля (надзора). <...> Снятие избыточных административных ограничений для развития предпринимательства в сфере надзора и
контроля реализуется по следующим ключевым направлениям:
§ осуществление политики дебюрократизации и дерегулирования, включая принятие Федерального закона от 8 августа 2001 года
№134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)»; совершенствование
порядка государственного контроля (надзора) в соответствии с
законодательством о техническом
регулировании (в том числе принимаемыми начиная с 2008 года
техническими регламентами в
форме федеральных законов);
подготовку решений по передаче
отдельных полномочий органов
исполнительной власти по осуществлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов
создаваемым саморегулируемым
организациям;
§ реализация
мероприятий
административной реформы; вы1
Сергей Мигин, заместитель генерального директора автономной
некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства». <...> (495)
624-65-93;
www.nisse.ru;
office@nisse.ru
деление органов исполнительной
власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, преимущественное устранение в их
полномочиях функций по нормативному регулированию и частичное – по оказанию государственных услуг; разработка административных регламентов исполнения функций по государственному
контролю (надзору) в установленных сферах деятельности. <...> При этом значительное число административных <...>
Предварительный_анализ_регулирующего_воздействия_нового_законодательства_о_государственном_и_муниципальном_контроле.pdf
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРУЮЩЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ
КОНТРОЛЕ
С. МИГИН1
1За прошедшее десятилетие
был принят целый ряд мер, направленных
на сокращение избыточного
государственного вмешательства
в экономику, повышение
качества регулирования и эффективности
деятельности органов
исполнительной власти, в том
числе в сфере государственного
контроля (надзора). Снятие избыточных
административных ограничений
для развития предпринимательства
в сфере надзора и
контроля реализуется по следующим
ключевым направлениям:
§ осуществление политики дебюрократизации
и дерегулирования,
включая принятие Федерального
закона от 8 августа 2001 года
№134-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля
(надзора)»; совершенствование
порядка государственного контроля
(надзора) в соответствии с
законодательством о техническом
регулировании (в том числе принимаемыми
начиная с 2008 года
техническими регламентами в
форме федеральных законов);
подготовку решений по передаче
отдельных полномочий органов
исполнительной власти по осуществлению
контроля за деятельностью
хозяйствующих субъектов
создаваемым саморегулируемым
организациям;
§ реализация
мероприятий
административной реформы; вы1
Сергей Мигин, заместитель генерального
директора автономной
некоммерческой организации «Национальный
институт системных исследований
проблем предпринимательства».
107031, Москва, Рождественка,
д. 6/9/20, стр.1; тел./факс:
(495)
office@nisse.ru
С. Мигин. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
63
деление органов исполнительной
власти, осуществляющих контрольно-надзорные
функции, преимущественное
устранение в их
полномочиях функций по нормативному
регулированию и частичное
– по оказанию государственных
услуг; разработка административных
регламентов исполнения
функций по государственному
контролю (надзору) в установленных
сферах деятельности.
Вместе с тем, несмотря на все
предпринятые усилия, чрезмерное
административное давление на
экономику остается одним из
главных факторов, сдерживающих
ее развитие. При этом значительное
число административных
барьеров сконцентрировано как
раз в области государственного
контроля (надзора), а наибольшие
проблемы избыточные бюрократические
ограничения и произвол
контролеров всех уровней создают
для малого и среднего бизнеса
– сектора экономики, который
является базой для развития
предпринимательской активности.
Осознание
необходимости
624-65-93; www.nisse.ru;
дальнейшего сокращения административных
ограничений при
осуществлении предпринимательской
деятельности вылилось в
разработку и принятие в конце
2008 года «нового пакета» законов
по дебюрократизации. В первую
очередь, это Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года
№294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля»,
который вступает в силу с
1 июля 2009 года и заменяет теряющий
силу закон о государственном
контроле №134-ФЗ. Другой
закон, имеющий самое непосредственное
отношение к осуществлению
мероприятий по государственному
контролю и уже
вступивший в силу, – Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года
№293-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
исключения внепроцессуальных
прав органов внутренних дел Российской
Федерации, касающихся
проверок субъектов предпринимательской
деятельности».
Принятие Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля» (далее
также – Закон №294-ФЗ) имело
целью устранение основных недостатков,
выявленных в ходе
практики применения Закона
№134-ФЗ. Согласно пояснительной
записке – это отсутствие существенных
изменений в количестве
мероприятий по контролю со стороны
большинства государственных
органов и временных издержек
хозяйствующих субъектов при
их проведении, что, в свою очередь,
стало следствием недостаточной
эффективности сложившейся
системы контроля (надзора),
несоответствия методов государственного
контроля его задачам и
отсутствия единой идеологии.
Насколько существенно изменится
(и изменится ли вообще)
идеология и практика контрольнонадзорной
деятельности? Первое
приближение к ответу на этот
ключевой вопрос дает приводимый
ниже обзор основных новелл
нового закона о государственном
и муниципальном контроле, а также
некоторые предварительные
соображения относительно работоспособности
его отдельных
Стр.1