ГРАДОУСТРОЙСТВО
РОССИЯ И
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА К ПОЛИТИКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДОВ <...> Коган1
Включение России в общеевропейское городское пространство,
необходимость встречного движения
западно-европейского сообщества,
каким бы сложным и длительным ни
был этот процесс, требуют использования фундаментальных закономерностей и механизмов урбанизации, на базе которых это включение
только и может происходить. <...> Именно эти закономерности и механизмы, будучи универсальными для
всех стран и регионов мира, должны
в наибольшей степени содействовать движению городов по пути интеграции в общеевропейские городские процессы. <...> Значительная историческая дистанция, отделяющая
российские города от их европейских аналогов, не должна порождать
иллюзии гармонии и благополучия
течения урбанизации на Западе. <...> И
последние десятилетия дают все
основания для отказа от таких иллюзий. <...> 1
Взаимодействие с Россией в
сфере городов создает общее пространство для преодоления тех напряжений, которые испытывают даже самые развитые страны Европы,
решая проблемы в самых различных
областях политики, социальных отношений, экономики, окружающей
среды. <...> Естественно,
никак не раскрыта важность влияния
городских процессов в том сближении, которое так или иначе происходит (кто бы, что бы по этому поводу ни думал) между Западом и
Россией при самых разных оценках
длительности этого процесса. <...> Стремясь войти в Европейское
сообщество, Россия пока проходит
мимо такого естественного канала
взаимодействия с европейскими
странами, как проблемы городов. <...> Ведь если переход от условно называемой социалистической, плановой экономики к экономике рыночной требует длительного переходного периода уже в самом процессе теоретического осмысления
как бы заново возникающих проблем, то в области городских процессов такого переходного периода не требуется. <...> Этот переход у
нас в России начался задолго до начала реформ. <...> Уже в конце 60-х годов XX-го века с процесса <...>
Россия_и_Западная_Европа_–_к_политике_взаимодействия_городов.pdf
ГРАДОУСТРОЙСТВО
РОССИЯ И
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА –
К ПОЛИТИКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДОВ
Ë. Êîãàí1
Включение России в общеевропейское
городское пространство,
необходимость встречного движения
западно-европейского сообщества,
каким бы сложным и длительным ни
был этот процесс, требуют использования
фундаментальных закономерностей
и механизмов урбанизации,
на базе которых это включение
только и может происходить. Именно
эти закономерности и механизмы,
будучи универсальными для
всех стран и регионов мира, должны
в наибольшей степени содействовать
движению городов по пути интеграции
в общеевропейские городские
процессы. Значительная историческая
дистанция, отделяющая
российские города от их европейских
аналогов, не должна порождать
иллюзии гармонии и благополучия
течения урбанизации на Западе. И
последние десятилетия дают все
основания для отказа от таких иллюзий.1
Взаимодействие
с Россией в
сфере городов создает общее пространство
для преодоления тех напряжений,
которые испытывают даже
самые развитые страны Европы,
решая проблемы в самых различных
областях политики, социальных отношений,
экономики, окружающей
среды. Это пространство пока никак
не используется, оно даже не названо
и не обозначено ни политиками,
ни специалистами в тех или
иных частных областях. Естественно,
никак не раскрыта важность влияния
городских процессов в том сближении,
которое так или иначе происходит
(кто бы, что бы по этому поводу
ни думал) между Западом и
Россией при самых разных оценках
длительности этого процесса.
1 Леонид Борисович Коган, доктор архитектуры.
Стремясь
войти в Европейское
сообщество, Россия пока проходит
мимо такого естественного канала
взаимодействия с европейскими
странами, как проблемы городов.
Ведь если переход от условно называемой
“социалистической”, “плановой”
экономики к экономике “рыночной”
требует длительного переходного
периода уже в самом процессе
теоретического осмысления
как бы заново возникающих проблем,
то в области городских процессов
такого “переходного периода”
не требуется. Этот переход у
нас в России начался задолго до начала
реформ. Уже в конце 60-х годов
XX-го века с процесса урбанизации
у нас было снято клеймо
“буржуазного”, была показана всеобщность,
универсальность его закономерностей
и механизмов, их
общемировой характер.
Вместе с тем, исторически обусловленная
отсталость “городской
составляющей”, “городской базы”
цивилизационного развития России,
сложности опускания реформ “сверху
вниз” в отличие от западноевропейского
пути “снизу вверх” (от городов
к государствам) деформировала
само течение процесса урбанизации
на российских пространствах.
И вот теперь, на смену деформациям
процесса в результате тоталитарного,
административно-командного
произвола пришли деформации,
вызванные общей отсталостью
городского уровня как такового,
невыраженностью городского
начала в обществе, отсутствием
полнокровного слоя горожан, без
которых городские сообщества не в
силах не только нести полагающуюся
им на данном этапе нагрузку, но
и в принципе осознать себя городскими
сообществами.
Понятно, что коль скоро речь идет
о взаимодействии городов российЛ.
Коган. Россия и Западная Европа …
ОПРОС
Кого из членов Комитета
Совета Федерации
по вопросам местного
самоуправления Вы
считаете наиболее эффективно
работающим
на российское местное
самоуправление?
Варианты ответа:
1 Ë. Þ. Рокецкий
2 À. È. Салтыков
3 Â. Ê. Соломонов
4 Í. È. Тонков
5 Â. Ì. Жиганов
6 Í. È. Рыжков
7 À. Â. Сабадаш
8 Ë. Õ. Чахмахчян
9 никого
10 у них другие критерии
оценки
Результаты:
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0%
0%
0%
0%
0%
0%
14%
29%
29%
29%
“Муниципальная служба”
http://rels.obninsk.com
Опрос проведен в марте
2005 ã. на Web-ñòðàíèöå
журнала
САМЫЕ-САМЫЕ
Рейтинг городов мира
по уровню безопасности
и качеству жизни
компании Mercer Human
Resource Consulting составили
рейтинг городов мира.
Основными показателями
Эксперты
лондонской
были выбраны безопасность и
уровень качества жизни людей.
Всего в анализе использована
статистика по 215 городам
мира. При этом в исследовании
за своеобразную
ГУ ¹ 4’05
53
Стр.1