Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615406)
Контекстум

Региональное пространство городского и сельского мировоззрения (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевинтов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц5
ID173999
АннотацияАвтор утверждает тезис – любые и все современные поселения одновременно являются и городскими и сельскими. Этот коллаж двух способов существования стал возможен за счет все возрастающей сложности и разнообразия наших представлений о городе.
Левинтов, А. Региональное пространство городского и сельского мировоззрения / А. Левинтов .— №11 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2005 .— 5 с. — С.34-38 .— URL: https://rucont.ru/efd/173999 (дата обращения: 02.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эти города играют заметные однотипные роли на масштабной сцене страны в целом. <...> Опознанный ряд: вторые города Его целостность нуждается в объяснении, эксплицитной реконструкции. <...> Гипотезы размера, возраста, особой отраслевой структуры и проч. могут быть допущены лишь при отсутствии общего объяснения. <...> ) Это действительно вторые города региона по размеру, если иметь в виду численность населения или иной существенный признак при некоторых дополнительных условиях, а именно: сравнимость по существенному размеру с центром региона; автономное положение в территориальном и/или фазовом (экономическом, институциональном, культурном) пространстве, в том числе автономное место в территориальной структуре региона; диссонанс реального размера и формального статуса; представленность на высоком территориальном уровне и наличие его элементов (напр., федеральные предприятия в регионе). <...> Часть этих признаков входит в понятие второго города, 34 ГУ №1105 РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ <...> Этот коллаж двух способов существования стал возможен за счет диверсификации понятия «город», за счет все возрастающей сложности и разнообразия наших представлений о городе. <...> Город как место есть специфическое пространство жизнедеятельности, в котором предыдущие следы культуры не табуируются, не руинизируются и не мумифицируются, а включаются в контекст актуальной жизни города. <...> Не надо думать, однако, что пещерные города лишь раннеисторическая реальность. <...> Античная Петра и пещерные города Крыма были заселены в еще относительно недавние времена (а Чуфут Кале в Крыму до сих пор обитаем). <...> Наконец, существует сугубо городская ментальность, сформировавшаяся еще в Темные века Средневековья, когда орды язычников и волны Великого переселения народов прокатывались по Европе. <...> Епископы и небольшая паства горожан сплачивались вокруг городского храма, хранилища той или иной святыни. <...> Таким образом формировалось <...>
Региональное_пространство_городского_и_сельского_мировоззрения.pdf
личны: размер, возраст, географическое положение, профиль хозяйства, функции etc; мало связаны между собой, не образуют единого целого, не могут быть отнесены к одному из привычных типов городов. Но налицо отчетливая общность современной ситуации и процессов. Эти города играют заметные однотипные роли на масштабной сцене страны в целом. Ряд городов. Они разРЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ позиционное объяснение имеется. Все города списка – вторые города. (Здесь не рассматривается, в объяснении, эксплицитной реконструкции. По нормам научной географии оно должно быть простым, компактным и по возможности позиционным, то есть основанным на географическом положении, месте в территориальной структуре. Гипотезы размера, возраста, особой отраслевой структуры и проч. могут быть допущены лишь при отсутствии общего объяснения. Такое общее структурноЕго целостность нуждается Опознанный ряд: вторые города Современная картина жизни может быть охарактеризована и как все более поляризованная, контрастная между городской и сельской, и как поле конвергенции городского и сельского образа жизни. Обе эти оценки достаточно тривиальны, до правдоподобия, а потому не заслуживают пристального внимания. В данной статье, однако, будет эти поселения – полноценные города; возможно, они активны за счет неразвитости самого городского начала, например слабости функций центральных мест.) Это действительно вторые насколько города региона по размеру, если иметь в виду численность населения или иной существенный признак при некоторых условиях, а именно: – сравнимость по сущестдополнительных пространстве, в том числе автономное место в территориальной структуре региона; – диссонанс реального территориальном и/или фазовом (экономическом, институциональном, культурном) размера и формального статуса; соком территориальном уровне и наличие его элементов (напр., федеральные предприятия в регионе). Часть этих признаков входит в понятие второго города, – представленность на вы34 ГУ ¹11’05 венному размеру с центром региона; – автономное положение в утверждаться иной тезис, а именно: любые и все современные поселения одновременно являются и городскими и сельскими. Этот коллаж двух способов существования стал возможен за счет диверсификации понятия «город», за счет все возрастающей сложности и разнообразия наших представлений о городе. Выделим наиболее значимые для этой идеи параметры, характеристики и аспекты города как понятия. 1. Город обладает духовным потенциалом. Это выражается, обычно, в идее храма, жертвенника, святыни или иного сакрального места. Духовный очаг города тщательно охраняется. У многих народов имелась практика ставить по периметру этого духовного очага (храма, мечети, гробницы и т. п.) лучших стрелков из лука, чтобы по упавшим стрелам провести городскую черту (городские стены) и таким образом защитить это место в городе от внешних посягательств. Точно также и взятие города у многих народов ассоциировалось с дефлорацией, например, тараном (поэтому-то города отдавались на поругание и изнасилование всех женщин до самого последнего времени: в конце Второй мировой войны так брались советскими войсками немецкие города). Существует мнение, что это вызвано наличием духовной геомансии, опутывающей нашу планету и изображаемой во многих культурах огненным змеем или драконом. В узлах и сплетениях этой геомансии, там, где они локализованы: копьем Святого Георгия, камнем Егория, стопой или взглядом святого Михаила, Девы (наиболее частых покровителей городов), и ставятся храмы, капища, жертвенники. 2. Город как место есть специфическое пространство жизнедеятельности, в котором предыдущие следы культуры не табуируются, не руинизируются и не мумифицируются, а включаются в контекст актуальной жизни города. Даже мертвые города еще продолжают теплиться духовной жизнью и потому по сути города неуничтожимы. Город – одна из самых устойчивых форм места, присущая человеку с первых шагов его истории. Не надо думать, однако, что пещерные города – лишь раннеисторическая реальность. Античная Петра и пещерные города Крыма были заселены в еще относительно недавние времена (а Чуфут Кале в Крыму до сих пор обитаем). Микроскопический город-призрак Калико, приютившийся к брошенным серебряным копям в пустыне Мохаве, покинутый людьми еще в конце 19-го века, продолжает упорно цепляться за жизнь – и живет, теперь туризмом. 3. Город существует в напряженной вертикали дуальности: духовной виртуозности и социо-культурной шедевральности его мастеров. В этом смысле развитие города всегда вертикально, его распластанность по территории – не более, чем селитебные, промышленные, торговые, рекреационные или транспортные метастазы его жизнедеятельности. Независимо от религиозной окраски город – это цветок в небесном саду, манящий небесных пчел ароматами и красотой жертвенников, минаретов, куполов и маковок. 4. Ãîðîäà, как пишет Ô. Áðîäåëü, это трансформаторы: они повышают напряжение, ускоряют обмен, беспрестанно вершат судьбы люГРАДОУСТРОЙСТВО À. Левинтов И цельный р я д гор о дов? т ак –
Стр.1