личны: размер, возраст, географическое
положение, профиль
хозяйства, функции etc;
мало связаны между собой,
не образуют единого целого,
не могут быть отнесены к одному
из привычных типов городов.
Но налицо отчетливая
общность современной ситуации
и процессов. Эти города
играют заметные однотипные
роли на масштабной сцене
страны в целом.
Ряд городов. Они разРЕГИОНАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
ГОРОДСКОГО
И СЕЛЬСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
позиционное объяснение имеется.
Все города списка –
вторые города. (Здесь не
рассматривается,
в объяснении, эксплицитной
реконструкции. По нормам
научной географии оно должно
быть простым, компактным
и по возможности позиционным,
то есть основанным
на географическом положении,
месте в территориальной
структуре. Гипотезы размера,
возраста, особой отраслевой
структуры и проч. могут быть
допущены лишь при отсутствии
общего объяснения.
Такое общее структурноЕго
целостность нуждается
Опознанный ряд:
вторые города
Современная картина жизни может
быть охарактеризована и как
все более поляризованная, контрастная
между городской и сельской,
и как поле конвергенции городского
и сельского образа жизни. Обе эти
оценки достаточно тривиальны, до
правдоподобия, а потому не заслуживают
пристального внимания.
В данной статье, однако, будет
эти поселения – полноценные
города; возможно, они активны
за счет неразвитости самого
городского начала, например
слабости функций
центральных мест.)
Это действительно вторые
насколько
города региона по размеру,
если иметь в виду численность
населения или иной
существенный признак при
некоторых
условиях, а именно:
– сравнимость по сущестдополнительных
пространстве,
в том числе автономное
место в территориальной
структуре региона;
– диссонанс реального
территориальном и/или фазовом
(экономическом, институциональном,
культурном)
размера
и формального статуса;
соком
территориальном уровне
и наличие его элементов
(напр., федеральные предприятия
в регионе).
Часть этих признаков входит
в понятие второго города,
– представленность на вы34
ГУ
¹11’05
венному размеру с центром
региона;
– автономное положение в
утверждаться иной тезис, а именно:
любые и все современные поселения
одновременно являются и городскими
и сельскими. Этот коллаж
двух способов существования стал
возможен за счет диверсификации
понятия «город», за счет все возрастающей
сложности и разнообразия
наших представлений о городе.
Выделим наиболее значимые для
этой идеи параметры, характеристики
и аспекты города как понятия.
1. Город обладает духовным потенциалом.
Это выражается, обычно,
в идее храма, жертвенника, святыни
или иного сакрального места.
Духовный очаг города тщательно
охраняется. У многих народов имелась
практика ставить по периметру
этого духовного очага (храма, мечети,
гробницы и т. п.) лучших стрелков
из лука, чтобы по упавшим стрелам
провести городскую черту
(городские стены) и таким образом
защитить это место в городе от
внешних посягательств.
Точно также и взятие города у
многих народов ассоциировалось с
дефлорацией, например, тараном
(поэтому-то города отдавались на
поругание и изнасилование всех
женщин до самого последнего времени:
в конце Второй мировой войны
так брались советскими войсками
немецкие города).
Существует мнение, что это вызвано
наличием духовной геомансии,
опутывающей нашу планету и
изображаемой во многих культурах
огненным змеем или драконом. В
узлах и сплетениях этой геомансии,
там, где они локализованы: копьем
Святого Георгия, камнем Егория,
стопой или взглядом святого Михаила,
Девы (наиболее частых покровителей
городов), и ставятся
храмы, капища, жертвенники.
2. Город как место есть специфическое
пространство жизнедеятельности,
в котором предыдущие следы
культуры не табуируются, не руинизируются
и не мумифицируются, а
включаются в контекст актуальной
жизни города. Даже мертвые города
еще продолжают теплиться духовной
жизнью и потому по сути города
неуничтожимы. Город – одна из
самых устойчивых форм места, присущая
человеку с первых шагов его
истории. Не надо думать, однако,
что пещерные города – лишь раннеисторическая
реальность. Античная
Петра и пещерные города Крыма
были заселены в еще относительно
недавние времена (а Чуфут Кале в
Крыму до сих пор обитаем). Микроскопический
город-призрак Калико,
приютившийся к брошенным серебряным
копям в пустыне Мохаве, покинутый
людьми еще в конце 19-го
века, продолжает упорно цепляться
за жизнь – и живет, теперь туризмом.
3.
Город существует в напряженной
вертикали дуальности: духовной
виртуозности и социо-культурной
шедевральности его мастеров. В
этом смысле развитие города всегда
вертикально, его распластанность по
территории – не более, чем селитебные,
промышленные, торговые, рекреационные
или транспортные метастазы
его жизнедеятельности. Независимо
от религиозной окраски город
– это цветок в небесном саду,
манящий небесных пчел ароматами и
красотой жертвенников, минаретов,
куполов и маковок.
4. Ãîðîäà, как пишет Ô. Áðîäåëü,
это трансформаторы: они повышают
напряжение, ускоряют обмен,
беспрестанно вершат судьбы люГРАДОУСТРОЙСТВО
À.
Левинтов
И
цельный р
я
д гор
о
дов?
т
ак
–
Стр.1