РЕФОРМА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ:
ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ
ВЦИОМ
Всероссийский центр изучения
общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные о том, что
россияне понимают под местным
самоуправлением; какие органы к
нему относят, как оценивают их работу,
а также об уровне информированности
россиян о реформе местного
самоуправления и их прогнозах
относительно последствий
реформы.
Респонденты неоднозначно трактуют
понятие местного самоуправления:
для 46% это – представительство
государства на местах,
предназначенное для исполнения
распоряжений государственной власти,
для 41% – форма осуществления
народом своей власти, самостоятельное
и под свою ответственность
решение населением вопросов
местного значения. Среди опрошенных
с высшим и незаконченным
высшим образованием преобладает
мнение, что это форма народовластия
(49% против 42%), среди
остальных респондентов – что это
представительство государства на
местах, особенно популярно это
мнение в группе с образованием
ниже среднего (51% против 29%).
К органам местного самоуправления
респонденты, как правило,
относят городскую или районную
законодательную и исполнительную
ветви власти (48–62%). Хотя немало
и тех, кто сюда же причисляет органы
власти уровня субъекта РФ – администрацию
(36%), главу îáëàñòè,
края, республики (22%), законодательный
орган (18%). Президента и
правительство страны считают органами
местного управления 3–4%
опрошенных.
Респонденты скорее отрицательно
оценивают работу коммунальных
служб (+29, –65%); законодательного
органа города, района, поселка,
села (+31, –47%); администрации и
сотрудников собесов, служб занятости
и других социальных учреждений
(+40, –44%). Скорее нейтрально
– деятельность администрации
(мэрии) своего города, района, поселка,
села (+46, –47%).
Большинство опрошенных (61%) не
знают, что в настоящее время в ряде
регионов России идет подготовка к
реформе местного самоуправления, а
в других регионах эта реформа уже
началась; знают об этом 36% опрошенных.
Уровень информированности
о реформе в Москве и СанктПетербурге
выше (43%), чем в других
типах поселения (34–38%).
Указывают, что хорошо знают те
или иные основные положения нового
закона о реформе местного самоуправления,
лишь 5–9% опрошенных.
Лучше всего респонденты
информированы о том, что каждое
муниципальное образование будет
иметь собственный бюджет и распоряжаться
им (хорошо знают или
что-то слышали об этом 39% опрошенных),
что будет проведено новое
деление территорий на муниципальные
образования (38%); что население
муниципального округа может
самостоятельно с помощью референдума
(или схода граждан) решать
местные проблемы (34%).
Меньшему числу опрошенных знакомы
положения закона о том, что
муниципальные образования будут
формироваться на двух территориальных
уровнях: «нижний уровень»
(город, село) и «верхний уровень»
(муниципальные районы и городские
округа) (29%), а также что муниципальные
образования смогут передавать
часть своих полномочий другим
органам власти (региональным
или другим муниципальным) вместе
с соответствующими бюджетными
средствами (27%).
После реализации этой реформы
в городе, поселке, где проживают
респонденты, все останется попрежнему,
считают 46% опрошенных.
Ожидают каких-либо изменений
32% ðîññèÿí, в их числе 15% прогнозируют
положительные сдвиги,
практически столько же, 17%, – отрицательные.
Точка зрения, что все
сохранится таким, каким было до
ВЦИОМ. Реформа местного самоуправления…
(15–23% против 30–39%)
и референдумах по вопросам
местного значения (по 12%
против 19–25%).
За последний год в субботниках
и других мероприятиях
по уборке двора, улицы участвовали
26% респондентов; в
собраниях жильцов дома, жителей
своего
населенного
пункта,
района – 18%; в других
мероприятиях, организованных
местными жителями –
не более 7%. Около половины
опрошенных (49%) не
принимали участия в подобных
мероприятиях. Наиболее
активны были респонденты
45–59 ëåò, наименее – молодежь
18–24 лет (â этих возрастных
группах не принимали
участия, соответственно, 41 и
61% îïðîøåííûõ).
Полезность и эффективность
мероприятий, в которых
респонденты лично участвовали
за последний год, оценивается
ими, как правило, позитивно
или удовлетворительно
(23 и 24%), гораздо реже –
негативно (6%). Затрудняются
с оценками или отказываются
от ответа около половины
опрошенных – 47% (îò
40% в группе 45–59 лет до
57% в группе 18–24 ëåò).
На участие в общественной
своего
жизни
населенного
пункта респондентов, по их
мнению, могут подвигнуть уверенность
в том, что деятельность
будет полезной (на это
указывают 30% опрошенных),
возможность благоустроить окружающую
территорию, решить
действительно важную
для них проблему (ïî 20%),
стремление
помочь людям
(16%). Еще 18% называют в
качестве мотиватора стремление
заработать. Для молодежи
18–24 ëåò, как ïðàâèëî, главные
причины – возможность
заработать (27%) и уверенность
в полезности деятельности
(25%), для остальных
возрастных групп – уверенность
в полезности (26–
35%).
Большинство опрошенных
(74%) не знают о существовании
в их населенном пункте
объединений жителей (товариществ
собственников жилья,
комитетов территориального
самоуправления и т. п.);
знают о них 21% респондентов.
Уровень информированГУ
¹2’06
91
Стр.1