О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ
ПРОБЛЕМАХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ:
НОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ <...> 1
Прежний
Федеральный
закон
1995 г.2 требовал установить региональным законом порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований. <...> Действующее федеральное законодательство
таких требований не содержит, но и
само оно не вводит необходимых и
достаточных правовых механизмов
для непростых процессов территориальной реорганизации. <...> Выход из этой ситуации субъекты
РФ увидели в том, чтобы в законах
об административно-территориальном устройстве своих территорий
пытаться регулировать достаточно
широкий спектр отношений территориального устройства, включая
вопросы, которые ранее устанавливать утратившими силу региональными законами о порядке образования, объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований. <...> На практике это приводит к
серьезным проблемам, вызванным
смешением процедур и понятий, относящихся к разным по своему
смыслу и содержанию вопросам: установлением субъектом РФ территорий муниципальных образований и
территорий административно-территориальных единиц. <...> Такими документами в кодексе определены: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. <...> О некоторых правовых проблемах
Конституционный Суд
РФ
Об организации местного
самоуправления на территории Балтийского городского округа Калининградской области
Определение
от 01.04.2008 №194-О-П1
Конституционный
Суд
РФ, заслушав в пленарном заседании заключение судьи <...> Б. С. Эбзеева, проводившего
на основании статьи 41 Федерального
конституционного
закона «О Конституционном
Суде РФ» предварительное
изучение жалобы администрации муниципального образования «Балтийский городской
округ» Калининградской области и окружного Совета депутатов того же муниципального образования, а также жалобы граждан Н. А. Горшениной <...>
О_некоторых_правовых_проблемах_территориальных_преобразований_новые_процедуры.pdf
НАШЕ МНЕНИЕ?
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ
ПРОБЛЕМАХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ:
НОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Н. Миронова1
Постановка проблемы
В рамках муниципальной реформы
изменены процедурные аспекты
трансформации
1995 ã.2
территориальной
структуры. 1
Прежний Федеральный закон
требовал установить региональным
законом порядок образования,
объединения, преобразования
и упразднения муниципальных
образований. Действующее
федеральное законодательство
таких требований не содержит, но и
само оно не вводит необходимых и
достаточных правовых механизмов
для непростых процессов территориальной
реорганизации. В связи с
этим, к настоящему времени признаны
утратившими силу законы
субъектов РФ, определявшие порядок
образования, объединения, преобразования
и упразднения муниципальных
образований, в том числе
порядок установления начала и конца
переходного периода преобразований,
порядок проведения мероприятий
по прекращению деятельности
органов местного самоуправления
и муниципальных служащих,
вопросов правоприемства и другие
вопросы, связанные с изменениями
границ и статуса муниципалитетов.
В соответствии с Федеральным
законом ¹131-ФЗ, для каждого конкретного
случая преобразования муниципальных
образований необходимо
принимать отдельный закон
1 Миронова Нина Ивановна, научный
сотрудник лаборатории проблем муниципального
развития Института экономики
переходного периода, канд. социолог.
наук.
2
Федеральный закон ¹154-ФЗ от
28.08.1995 ã. «Îá общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации».
субъекта Федерации, содержащий
соответствующий порядок преобразований.
Это усложняет правовое
регулирование данного процесса и
приводит к нерешенности многих
вопросов в процессе осуществляемых
на практике преобразований.
Кроме того, действующий в настоящее
время Градостроительный кодекс
РФ допускает возможность, когда
документы территориального
планирования муниципальных образований
могут являться основанием
для изменения границ муниципальных
образований3
.
Выход из этой ситуации субъекты
РФ увидели в том, чтобы в законах
об административно-территориальном
устройстве своих территорий
пытаться регулировать достаточно
широкий спектр отношений территориального
устройства, включая
вопросы, которые ранее устанавливать
утратившими силу региональными
законами о порядке образования,
объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований.
На практике это приводит к
серьезным проблемам, вызванным
смешением процедур и понятий, относящихся
к разным по своему
смыслу и содержанию вопросам: установлением
субъектом РФ территорий
муниципальных образований и
территорий административно-территориальных
единиц. В результате
3 Так, согласно ст. 18 Градостроительного
кодекса РФ «документы территориального
планирования муниципальных
образований могут являться основанием
для изменения границ муниципальных
образований в установленном порядке».
Такими документами в кодексе определены:
1) схемы территориального планирования
муниципальных районов; 2) генеральные
планы поселений; 3) генеральные
планы городских округов.
Н. Миронова. О некоторых правовых проблемах…
Об организации местного
самоуправления на территории
Балтийского городского
округа Калининградской
области
от 01.04.2008 ¹194-Î-Ï1
Конституционный
Определение
Суд
РФ, заслушав в пленарном заседании
заключение судьи
Б. С. Эбзеева, проводившего
на основании статьи 41 Федерального
конституционного
закона
«О Конституционном
Суде РФ» предварительное
изучение жалобы администрации
муниципального образования
«Балтийский городской
округ» Калининградской области
и окружного Совета депутатов
того же муниципального
образования, а также жалобы
граждан Н. А. Горшениной,
Н. И. Кабановой и других,
установил:
1.
В своих жалобах в Конституционный
Суд РФ администрация
муниципального образования
«Балтийский городской
округ» Калининградской
области, окружной Совет депутатов
того же муниципального
образования, граждане
Í. À. Горшенина, Í. È. Êàáàíîâà,
Е. С. Сергушкина,
Ã. Í. Мухина и Í. Ä. Чернышенко
– жители названного
муниципального образования
оспаривают
конституционность
Закона Калининградской
области от 11 сентября
2007 года ¹157 «Îá организации
местного самоуправления
на территории Балтийского
городского округа» (в редакции
Закона Калининградской
области от 26 сентября
2007 года ¹159), которым с
1 января 2008 года упразднялось
муниципальное образование
«Балтийский городской
округ» и на его территории
создавались новые муниципальные
образования – «Город
Балтийск» со статусом го
1 Опубликовано в «Российской
ãàçåòå» 19 апреля 2008 ã.
ГУ ¹5’08
23
К
о
н
с
т
и
т Руц Ф
и
о
н
н
ы
й
С
у
д
Стр.1