Учреждения, дает по ним
ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В США –
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Е. Кананыкина1
Система органов управления
1
Законодательная власть в штатах
принадлежит законодательным собраниям,
которые во многом повторяют
структуру Конгресса и, как правило,
состоят из двух палат – палаты
представителей и сената. Эти законодательные
органы штата (легислатуры)
принимают законы (статуты),
регулирующие организацию, функционирование
и развитие начального,
среднего и высшего образования
и образования взрослых. В контексте
этих законов образовательная политика
штата, потребности в начальном,
среднем и других уровнях образования,
требования к деятельности
образовательных учреждений определяются
Советом по образованию
штата и реализуются Департаментом
образования штата.
Методы формирования Советов
по образованию варьируются в зависимости
от законов и традиций того
или иного штата: в одних члены
советов избираются непосредственно
населением, в других – назначаются
губернатором штата из числа
представителей деловых кругов, деятелей
профсоюзов, научных работников,
представителей свободных профессий
и ò. ï.2
Количественный состав советов по
образованию, как и срок пребывания
отдельного лица членом совета, также
варьируются от штата к штату.
Обычно, Совет состоит из пяти–
девяти членов, избираемых населением
или назначаемых Губернатором
на срок от четырех до восьми лет из
представителей деловых
кругов,
профессиональных ассоциаций, научных
сообществ, конфессий. К придела
Думы города Нягани.
2
1 к. ю. н., начальник юридического отКасвин
Ã. À., Лапчинская Â. Ï. Народное
образование за рубежом. – М.:
Изд-во «Общество знания РСФСР,
1968. – 48 ñ.
меру, в штате Миссури, Совет по
образованию состоит из восьми непрофессиональных
членов, назначаемых
Губернатором штата по рекомендации
и с согласия Сената после
открытых слушаний. Каждый член
Совета назначается на восемь лет.
По окончании срока мандата или выбытии
из Совета по другим причинам
Губернатор с согласия Сената должен
назначить ему преемника»3
.
Показательна такая деталь: в некоторых
штатах законодательство специально
оговаривает, что в состав
Совета не должны входить работники
системы образования. Этому правилу
трудно давать однозначную оценку. С
одной стороны, таким путем педагоги
и деятели просвещения лишаются
возможности непосредственно влиять
на определение образовательной
политики в масштабе штата, в результате
усиливается опасность принятия
советом непрофессиональных,
дилетантских решений. Но, с другой
стороны, подобный порядок нацелен
на противостояние ведомственной
ограниченности, эгоистическим корпоративным
интересам; он должен
служить привлечению к решению
проблем образования представителей
разных слоев общественности.
Таким образом, Совет по образованию
штата является по существу
общественным или государственно–
общественным органом управления
образованием. Из своего состава
Совет избирает председателя, заместителя
и других руководителей в
зависимости от своей структуры4
.
3 Masters F. et al. The Constitution of
Missouri. Revised Statutes of the State of
Missouri. – Jefferson City, 1986. – P.
1515.
4
Совет по образованию штата Калифорния
является главным органом
управления и выработки политики, как
для Департамента образования штата,
так и для учебных заведений, расположенных
на его территории. Он состоит из
11 членов, назначенных губернатором на
Е. Кананыкина. Опыт законодательного регулирования сферы…
рекомендации;
2) предложения учредителя
или руководителя Учреждения
о создании и ликвидации филиалов
Учреждения, об открытии
и о закрытии его представительств,
дает по ним рекомендации;
3)
предложения учредителя
или руководителя Учреждения
о реорганизации Учреждения
или о его ликвидации, дает по
ним рекомендации;
4) предложения учредителя
или руководителя Учреждения
об изъятии имущества, закрепленного
за Учреждением на
праве оперативного управления,
дает по ним рекомендации;
5)
предложения руководителя
Учреждения об участии
Учреждения в других юридических
лицах, в том числе о
внесении денежных средств и
иного имущества в уставный
(складочный) капитал других
юридических лиц или передаче
такого имущества иным образом
другим юридическим лицам,
в качестве учредителя или
участника, дает по ним рекомендации;
6)
проект плана финансовохозяйственной
деятельности
Учреждения и дает по нему
заключение, копию которого
направляет учредителю Учреждения;
7)
по представлению руководителя
Учреждения проекты
отчетов о деятельности Учреждения
и об использовании его
имущества, об исполнении
плана его финансово-хозяйственной
деятельности, годовую
бухгалтерскую отчетность
Учреждения, после чего утверждает
представленные документы,
а их копии направляет
учредителю Учреждения;
8) предложения руководителя
Учреждения о совершении
сделок по распоряжению
имуществом, которым в соответствии
с пунктами 3.1., 3.5.
раздела III настоящего Положения
Учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно,
дает рекомендации по данному
вопросу, направляет их
учредителю Учреждения;
9) предложения руководителя
Учреждения о совершении
крупных сделок, принимаГУ
¹3’09
37
Стр.1