Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 686503)
Контекстум

Государственный PR. Социально-политические коммуникации (6000,00 руб.)

0   0
Первый авторЧумиков А. Н.
АвторыБочаров М. П.
Страниц448
ID946727
АннотацияВ книге представлен концептуальный взгляд на теорию и практику социально-политических коммуникаций государства. Издание включает в себя описание универсальных компетенций профессионального коммуникатора и основные контексты государственной жизни, в которых они применяются. Эти блоки дополняются разделами о репутационном менеджменте государственного объекта, государственном управлении средствами массовых коммуникаций, антикризисных коммуникациях государства. Впервые дается комплексный анализ коммуникационных активностей государства в условиях гибридной войны. Законодательство приведено по состоянию на март 2025 г.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов, преподавателей, практиков, обучающихся и работающих по направлениям подготовки и научным специальностям «Реклама и связи с общественностью», «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Журналистика и медиакоммуникации», «Конфликтология».
ISBN978-5-392-42345-3
УДК32.019.5(075.8)
ББК66.3(2Рос),41я73
Чумиков, А. Н. Государственный PR. Социально-политические коммуникации : учебник / М. П. Бочаров; А. Н. Чумиков .— 2025 .— 448 с. — ISBN 978-5-392-42345-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/946727 (дата обращения: 27.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственный_PR._Социально-политические_коммуникации.pdf
ББК 66.3(2РоУДК 32.019.5(075.8) Ч-90 с),41я73 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы: Чумиков А. Н., профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета и кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Российского университета дружбы народов имени П. Лумумбы, генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор политических наук, профессор; Бочаров М. П., заместитель генерального директора по научным вопросам Института региональных проблем, профессор кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы Российского государственного гуманитарного университета и кафедры рекламы и связей с общественностью Института современного образования и информационных технологий, доктор социологических наук, профессор. Рецензенты: Минаева Л. В., заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор; Шарков Ф. И., заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доктор социологических наук, профессор. Ч-90 Чумиков А. Н., Бочаров М. П. В книге представлен концептуальный взгляд на теорию и практику социально-политических коммуникаций государства. Издание включает в себя описание универсальных компетенций профессионального коммуникатора и основные контексты государственной жизни, в которых они применяются. Эти блоки дополняются разделами о репутационном менеджменте государственного объекта, государственном управлении средствами массовых коммуникаций, антикризисных коммуникациях государства. Впервые дается комплексный анализ коммуникационных активностей государства в условиях гибридной войны. Законодательство приведено по состоянию на март 2025 г. ISBN 978-5-392-42345-3 Учебник предназначен для студентов, преподавателей, практиков, обучающихся и работающих по направлениям подготовки и научным специальностям «Реклама и связи с общественностью», «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Журналистика и медиакоммуникации», «Конфликтология». ББК 66.3(2РоУДК 32.019.5(075.8) Изображение на обложке с ресурса Shutterstock.com Учебное издание Чумиков АлексАндр николАевиЧ, БоЧАров михАил ПетровиЧ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ PR СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ Учебник Печать цифровая. Печ. л. 28,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. ООО «Проспект» Подписано в печать 09.07.2025. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-42345-3 ©© Чумиков А. Н., Бочаров М. П., 2025 ООО «Проспект», 2025 /16 . с),41я73 Государственный PR. Социально-политические коммуникации : учебник. — Москва : Проспект, 2025. — 448 с.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. Государственный PR= социально-политические коммуникации: компетенции+ контексты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Раздел I И СПЕЦИАЛИСТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Глава 1. Коммуникационные структуры и специалисты . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава 2. Проведение аудиторных, медийных и комплексных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Цели и виды исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Аудиторные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Медийные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Коммуникационный аудит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Рейтинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 PEST-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Глава 3. Планирование коммуникационной деятельности . . . . . . . . . . . . 48 Универсальное планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Стратегическое и оперативное планирование . . . . . . . . . . . . . . . 51 Проблемное планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Прецедентное планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Глава 4. Организация релевантного контента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Типы и форматы посланий для СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Послания для устных публичных выступлений . . . . . . . . . . . . . . . 70 Глава 5. Событийные коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Традиционная пресс-конференция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Интернет-конференция и прямая линия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Брифинг и пресс-подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Пресс-ланч и деловой обед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Конференция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Презентация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Пресс-тур и блог-тур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Круглый стол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Конкурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.445
446 | Оглавление Клубный вечер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Выставка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Семинар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Протокольные мероприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Общественные слушания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Дискуссионный клуб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Список источников к разделу I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 РЕПУТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕКТА Раздел II Глава 1. Имидж – репутация – бренд государственных объектов . . . . . 101 Глава 2. Позиционирование органа власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Роль МЧС России в системе государственного строительства . . . 113 МЧС — инициатор возрождения добровольчества в России . . . 117 Динамика имиджа министерства на новом витке российской истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Глава 3. Имидж российских регионов в контексте решения стратегических и ситуативных задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Маркетинг мест: исследовательские параметры . . . . . . . . . . . . . 121 Социологические основания для проведения кампаний по формированию имиджа регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Коммуникационное обеспечение актуального имиджа регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Малые и средние города: экономика и брендинг как встречные стимулы для развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Глава 4. Формирование и продвижение имиджа государственного университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Список источников к разделу II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Раздел III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Глава 1. Информационный фактор и медиапространство как инструменты формирования установок социальнополитического поведения: исторический экскурс и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Глава 2. Правовые и этические механизмы регулирования информационного пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Глава 3. Управление медиаконтентом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Новостное производство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Факты и фактчекинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Стр.446
Оглавление | 447 Смыслообразование в медиапродукте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Инфлюенс-менеджмент в медиаполе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Искусственный интеллект (нейросети) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Глава 4. Управление немедийными коммуникациями . . . . . . . . . . . . . . . 206 Кинематограф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Массовая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Социальная реклама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Список источников к разделу III . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ (G2C, G2B, G2G) Глава 1. G2C: взаимодействие государства и общества . . . . . . . . . . . . . . 240 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ Раздел IV Коммуникации с населением в текущий период . . . . . . . . . . . . . 240 Коммуникации с гражданами в выборных кампаниях, на референдумах и в период переписи населения . . . . . . . . . . 249 Глава 2. G2B: взаимодействие государства с бизнес-структурами . . . . . 268 Модели, особенности и проблемы взаимодействия государства и бизнеса на различных этапах исторического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Мотивация бизнес-структур к переходу на стандарты Environmental, Social, Corporate Governance и участие в социальных проектах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Глава 3. G2G: взаимодействие государственных структур между собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Структуры и ресурсы для международных информационных кампаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Информационное обеспечение внутригосударственных коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 Список источников к разделу IV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 GR КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВЛАСТЬ (B2G, C2G) Раздел V Глава 1. B2G: коммуникации бизнеса и государства . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Субъекты и методы взаимодействия бизнеса и государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Лоббирование интересов бизнес-структур в органах власти . . . 319 Глава 2. C2G: коммуникации общества и государства . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Коммуникации в рамках решения социальноэкономических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Общественное влияние на политическую деятельность . . . . . . 343 Список источников к разделуV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Стр.447
448 | Оглавление АНТИКРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА Раздел VI Глава 1. Коммуникации в чрезвычайных и конфликтных ситуациях . . . 356 Кризис, кризисное управление, кризисные отрасли . . . . . . . . . . 356 Подготовка к кризисным ситуациям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 Работа в условиях кризиса: линия поведения, целевые аудитории, акценты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 Версия– ключевой момент в управлении ЧС . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Восстановление после кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Регулирование кризиса-конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 Глава 2. Антикризисные кампании XXIв. в России и в мире . . . . . . . . . . 371 Антикризисные кампании во время финансового кризиса . . . 371 Антикризисные кампании в ходе пенсионной реформы . . . . . . 375 Антикризисные кампании в период пандемии коронавируса . . . 379 Список источников к разделуVI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ Раздел VII Глава 1. Российско-украинский конфликт в контексте политических коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 Глава 2. Коммуникационные технологии государства в противодействии военному и санкционному давлению . . . . 403 Глава 3. Коммуникации бизнеса в ситуации санкционного и репутационного прессинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Глава 4. Методы коммуникационного противоборства в гибридной войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Фейки как ложная информация и смысловая интерпретация фактов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Коммеморация как механизм формирования исторической памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 Конспирология и мифы как восстановление понятной картины окружающего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 Троллинг и дисфемизация как агрессивная дискредитация оппонента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 Спецпропаганда как воздействие на целевые установки армии и населения противника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 Список источников к разделу VII . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 Заключение. Настоящее, прошлое и будущее в массовом сознании россиян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Стр.448

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически