ББКУДК 94:371(470+571)"1876/1917"
63.3(2)-5
И91
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Исхакова Р. Р., кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор Казанской
государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.
Рецензенты:
Ахметова А. Р., кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного
г наследия Института международных отношений, истории и востоковедения Казанско-о (Приволжского) федерального университета;
Морозов А. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры философии науки и социальной
работы Казанского национального исследовательского технологического университета.
И91
Исхакова
Р. Р.
Подготовка учителей для татарской и инородческой начальной школы в Казанской
губернии (конец XIX – начало ХХ в.) : монография. – Москва : Проспект,
2025. – 120 с.
ISBN 978-5-392-44457-1
Изучение истории педагогического образования в национальном контексте, различных
подходов и систем обучения многочисленных народов, населявших Российскую
империю, исследование развития образовательных учреждений, оказавших значительное
влияние на становление национального образования, является важнейшим предметом
исторической и историко-педагогической науки.
В монографии анализируются две модели народного образования в многонациональном
регионе, центральным компонентом которого является учитель-билингва: для
татарских детей, где присутствовал исламский компонент, и начальная школа для марийских,
чувашских, удмуртских детей с учетом православия. Комплекс этих подходов
иллюстрирует национальную политику российского правительства, частью которой
является сфера народного и педагогического образования. Работа основана на архивном
материале. Ее важной частью является обзор литературы, в которой описывается
данная проблема.
Для студентов, изучающих историю народного образования, и всех интересующихся
проблемами России пореформенного периода.
ББК 63.3(2)-5УДК 94:371(470+571)"1876/1917"
Текст публикуется в авторской редакции.
Научное издание
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТАТАРСКОЙ
И ИНОРОДЧЕСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
ИСХАКОВА РЕЗЕДА РИФОВНА
(КОНЕЦ XIX ‒ НАЧАЛО ХХ В.)
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 7,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз..
ООО «Проспект»
Подписано в печать 20.06.2025. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-44457-1
© Исхакова Р. Р., 2025
© ООО «Проспект», 2025
/16
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТАТАРСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
§ 1. Казанская татарская учительская школа врусле
национальной правительственной политики ................................ 10
§ 2. Педагогическая деятельность Казанской татарской
учительской школы .................................................................................. 28
Глава 2
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ
ИНОРОДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ВСИСТЕМЕ ИЛЬМИНСКОГО
§ 1. Формирование системы начального ипедагогического
образования для инородческого населения региона ............... 49
§ 2. Казанская учительская семинария
вконце XIX— начале XX вв. .................................................................87
Заключение .................................................................................................................. 99
Библиографический список .................................................................................103
1. Неопубликованные документы
Национального архива Республики Татарстан ...........................103
2. Литература .................................................................................................105
Список сокращений .................................................................................................119
Стр.120