Дементьева1
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ:
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ
2003 году принятием двух
Федеральных законов2 было
положено начало правовому
оформлению реформ федеративных отношений и местного
самоуправления в Российской
Федерации. <...> Правовая база изменений в
части регулирования межбюджетных отношений заложена в
2004 году принятием поправок в
Налоговый3 и Бюджетный кодексы4. <...> Поправки в полном объеме
должны были вступить в силу с 1
января 2006 года. <...> Однако в конце 2005 года приняты изменения
в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, которые
продлили переходный период
реформы местного самоуправления до 1 января 2009 года. <...> 2
Федеральный закон от 6 октября
2003 года №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 4
июля 2003 года №95-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». <...> 3
Поправки в Налоговый кодекс
введены Федеральным законом от 29
июля 2004 года №95-ФЗ, установившим новый перечень федеральных,
региональных и местных налогов и
сборов. <...> 4
Поправки в Бюджетный кодекс
введены Федеральным законом от 20
августа 2004 года №120-ФЗ, установившим, в том числе, постоянные
нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты поселений и
муниципальных районов (городских
округов). <...> 32
ны правом до 1 января 2009 года
передавать законом решение
вопросов
местного
значения
вновь образованных поселений
органам местного самоуправления муниципальных районов. <...> Такие изменения затронули и бюджетные полномочия органов местного самоуправления поселений. <...> В результате в части субъектов Российской Федерации вновь
образованные поселения были
переведены на сметное исполнение местных <...>
Собственные_доходы_местных_бюджетов_российское_законодательство_и_международные_нормы.pdf
О. Дементьева1
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ:
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ
В
2003 году
1
Федеральных законов2
принятием двух
было
положено начало правовому
оформлению реформ федеративных
отношений и местного
самоуправления в Российской
Федерации.
Правовая база изменений в
части регулирования межбюджетных
отношений заложена в
2004 году принятием поправок в
Налоговый3
ñû4
и Бюджетный кодек.
Поправки в полном объеме
должны были вступить в силу с 1
января 2006 ãîäà. Однако в конце
2005 года приняты изменения
в Федеральный закон от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»5
продлили переходный период
реформы местного самоуправления
до 1 января 2009 ãîäà. Этими
изменениями органы государственной
власти субъектов
Российской Федерации наделе1
Научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ.
2
Федеральный закон от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
и Федеральный закон от 4
июля 2003 года ¹95-ÔÇ «Î внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации».
3
Поправки в Налоговый кодекс
введены Федеральным законом от 29
июля 2004 года ¹95-ÔÇ, установившим
новый перечень федеральных,
региональных и местных налогов и
сборов.
4
Поправки в Бюджетный кодекс
введены Федеральным законом от 20
августа 2004 года ¹120-ÔÇ, установившим,
в том числе, постоянные
нормативы отчислений от федеральных
налогов в бюджеты поселений и
муниципальных районов (городских
округов).
5
Далее – Федеральный закон от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ.
32
ны правом до 1 января 2009 года
передавать законом решение
вопросов местного значения
вновь образованных поселений
органам местного самоуправления
муниципальных районов. Такие
изменения затронули и бюджетные
полномочия органов местного
самоуправления поселений.
В результате в части субъектов
Российской Федерации вновь
образованные поселения были
переведены на сметное исполнение
местных бюджетов. Из общего
количества (около двенадцати
тысяч) вновь образованных поселений
доходы и расходы немногим
более трех тысяч семисот
предусмотрены в виде смет6
.
Изменения и дополнения, вне,
которые
сенные в федеральное законодательство
в 2003 и 2004 ãîäàõ,
закрепили существенные новации
в системе взаимодействия
органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Принципиальными для
местного самоуправления, как
одного из уровней публичной
власти, являются не только введение
двухуровневой территориальной
модели организации местного
самоуправления во всех
субъектах Российской Федерации,
но и перераспределение
бюджетных средств между уровнями
бюджетной системы Российской
Федерации, в том числе
и между двумя уровнями местного
самоуправления. Существенные
изменения были внесены и в
правовые нормы, регулирующие
порядок формирования доходной
части бюджетов муниципальных
образований.
Практика формирования и исполнения
местных бюджетов в
2005–2007 годах на основе новых
подходов уже сейчас позволяет
6 Проблемы совершенствования
межбюджетных отношений на субрегиональном
уровне. / Финансовоэкономические
проблемы реформирования
местного самоуправления.
Сборник материалов. Издание Совета
Федерации. Ìîñêâà, 2006. Ñ.7.
выявить тенденции, характерные
для состояния бюджетов муниципальных
образований. Прежде
чем проводить анализ этих тенденций,
приведем краткую характеристику
нормативной правовой
базы формирования доходной
части местных бюджетов.
Определяющим критерием,
позволяющим оценить самостоятельность
бюджетов муниципальных
образований, является
перечень и объем собственных
доходов. Именно собственные
доходы в соответствии с международной
и российской практикой
местного самоуправления
должны являться основным источником
исполнения вопросов
местного значения.
В соответствие с Федеральным
законом от 6 октября 2003
года ¹131-ФЗ в местных бюджетах
раздельно предусматриваются
собственные доходы и
субвенции. Существует несколько
видов субвенций. Субвенции
первого вида передаются органам
местного самоуправления из
бюджета Российской Федерации
и из бюджетов субъектов Российской
Федерации для исполнения
ими отдельных государственных
полномочий. Перечисление
субвенций второго вида возможно
из бюджетов городских и
сельских поселений, муниципальных
районов в случае заключения
соглашения между органами
местного самоуправления
поселений, входящих в состав
муниципального района, и органами
местного самоуправления
муниципального района о передаче
полномочий по исполнению
вопросов местного значения.
Введен новый вид доходов
местных бюджетов, которые относятся
к субвенциям и в то же
время считаются собственными
доходами бюджетов муниципальных
районов. Частью 2 статьи 55
Федерального закона от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ предусмотрены
финансовые перечисления
(субвенции третьего вида)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2008 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1