МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ ЖКХ1
Роспотребнадзор <...> Общие положения1
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является
одной из важнейших социально значимых функций государства. <...> п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей
и
благополучия
человека, утвержденного постановлением
Правительства
РФ
от
30.06.04 №322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
в сфере защиты прав потребителей,
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных
актов РФ, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей
услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), должен стать одним
из приоритетных направлений в деятельности как самой Федеральной
службы, так и ее территориальных
органов. <...> В настоящее время отношения с
участием потребителей в сфере
ЖКХ регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ О защите прав потребителей, Законом
РФ Об основах федеральной жилищной политики, Правилами предоставления коммунальных услуг,
утвержденными
постановлением
Правительства
РФ
от
26.09.94
№1099, Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг,
утвержденными
постановлением
Правительства
РФ
от
30.07.04
№392, Основами ценообразования в
сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением
Правительства
РФ
от
17.02.04 №89, иными нормативными
правовыми актами. <...> По общему правилу отношения,
регулируемые законодательством
о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на
приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности (применительно к рассматриваемой сфере правоотношений):
из договоров найма жилого помещения (в том числе социального
найма) в части выполнения работ,
оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома,
в котором <...>
Методические_рекомендации_по_вопросам_защиты_прав_потребителей_в_сфере_ЖКХ.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ ЖКХ1
Роспотребнадзор
1. Общие положения1
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных
услуг является
одной из важнейших социально значимых
функций государства. Учитывая,
что Роспотребнадзор согласно
п. 1 Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере защиты прав
потребителей
и
благополучия
человека, утвержденного постановлением
Правительства РФ от
30.06.04 ¹322, является уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
в сфере защиты прав потребителей,
государственный контроль за соблюдением
законов и иных нормативных
актов РФ, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей
услуг жилищно-коммунального хозяйства
(ЖКХ), должен стать одним
из приоритетных направлений в деятельности
как самой Федеральной
службы, так и ее территориальных
органов.
Эффективность реализации указанной
задачи в рамках полномочий
Федеральной службы в первую очередь
зависит от правильного определения
объекта и субъектов соответствующих
правоотношений и выбора
правовых норм, подлежащих
сфере защиты прав потребителей и благополучия
1
Федеральная служба по надзору в
человека
¹0100/3671-04-27
Руководителям
28.12.04
территориальных
управлений Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Направляю для практического использования
в работе методические рекомендации
по вопросам защиты прав потребителей
в
сфере
жилищнокоммунального
хозяйства.
Руководитель Г. Г. Онищенко
применению в каждом конкретном
случае.
В настоящее время отношения с
участием потребителей в сфере
ЖКХ регулируются Гражданским кодексом
РФ (ГК РФ), Жилищным кодексом
РСФСР, Законом РФ “О защите
прав потребителей”, Законом
РФ “Об основах федеральной жилищной
политики”, Правилами предоставления
коммунальных услуг,
утвержденными
постановлением
Правительства РФ от 26.09.94
¹1099, Правилами оплаты гражданами
жилья и коммунальных услуг,
утвержденными
постановлением
Правительства РФ от 30.07.04
¹392, Основами ценообразования в
сфере жилищно-коммунального хозяйства,
утвержденными постановлением
Правительства РФ от
17.02.04 ¹89, иными нормативными
правовыми актами.
По общему правилу отношения,
регулируемые законодательством
о защите прав потребителей, могут
возникать из возмездных гражданско-правовых
договоров на
приобретение товаров, выполнение
работ, оказание услуг, в частности
(применительно к рассматриваемой
сфере правоотношений):
– из договоров найма жилого помещения
(в том числе социального
найма) в части выполнения работ,
оказания услуг по обеспечению надлежащей
эксплуатации жилого дома,
в котором находится соответствующее
жилое помещение, предоставления
или обеспечения предоставления
нанимателю необходимых
коммунальных услуг, проведения текущего
ремонта общего имущества
многоквартирного дома и устройств
для оказания коммунальных услуг
(справочно: Законом РФ “О защите
прав потребителей» не регулируются
отношения, относяРоспотребнадзор.
Методические рекомендации по вопросам…
или около 90 òûñ. ò/ãîä
(10% от объема или 32% от
массы поступающих ТБО).
Практика
МСЗ показывает, что срок
их строительства составляет
не менее 4–5 лет (òàê, МСЗ
¹4 в Москве продолжает
строиться 8 лет и не запущен
до настоящего времени). Таким
образом, за счет МСЗ
проблема к требуемому сроку
решена не будет и через 3
года городская администрация
встанет перед проблемой отсутствия
мест для захоронения
ТБО.
Фактически, единственное
возведения
“достоинство” МСЗ заключается
в увеличении ресурсов
полигонов захоронения отходов
до 3 раз по сравнению с
прямым захоронением. При
этом зола от сжигания смешанных
ТБО обладает высокой
токсичностью и может
быть захоронена только на
полигонах, предназначенных
для утилизации токсичных
отходов, что потребует дополнительных
расходов, не
учтенных в данном расчете.
Вариант 2. “Постепенричного
сырья” из всех ТБО
(35% от общей массы ÒÁÎ)
возводятся
ное продвижение” от “экономически
вочные
комплексы (МСК).
Капвложения в строительство
МСК составят до 50 долларов
США на 1 т мощности
по приему ТБО. Таким образом,
суммарные капитальные
вложения составят 14
млн. долларов США.
По данным разных источмусоросортироников
удельные затраты на
функционирование МСК существенно
различаются, однако
все авторы отмечают
прибыльность этого вида деятельности.
Для расчетов в
рамках данной модели примем,
что величина общих
удельных затрат тождественно
равна выручке от реализуемой
продукции из вторсырья.
Возведение
МСК “под
ключ” занимает не более 1
года. Таким образом, через 1
год масса ТБО, захораниваемых
на полигонах, снизится
на 35% и составит 182 òûñ.
т/год. Оставшийся к этому
моменту ресурс полигонов
будет “автоматически” проГУ
¹ 2’05
65
ных отходов” к “хвостам”.
1. Для извлечения “втопривлекатель
Стр.1