ББКУДК 371:94(470+571)"1903/1916"
74.03(2)
Р93
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рыжов А. Н., доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики
и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Рецензенты:
Блинов В. И., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Центра
профессионального образования и систем квалификаций Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, научный руководитель
лаборатории сравнительной педагогики и истории образования Центра развития образования
Российской академии образования.
Р93
Рыжов А. Н.
Развитие образования в Российской империи в начале ХХ века : статистический
сборник. – Москва : Проспект, 2025. – 480 с.
ISBN 978-5-392-43314-8
Сборник посвящен одному из наиболее значимых и противоречивых периодов в истории
российского образования – началу XX в., когда была сформирована система непрерывного образования,
обеспечившая равные возможности для успешного окончания учебного заведения
любого уровня для всех граждан России и заложившая основу значительного экономического
роста в стране.
В издании представлены статистические сведения о численности учащихся по каждому
общеобразовательному и профессиональному учебному заведению в Российской империи,
о числе высших учебных заведений и численности студентов за 1904–1916 гг. в сопоставлении
с численностью студентов в ведущих европейских государствах, показана численность женщинстудентов
и слушательниц высших учебных заведений в России в предреволюционный период.
Рассмотрены вопросы грамотности населения Российской империи в 1903–1916 гг., территориальной
доступности начального образования, социальной и финансовой доступности среднего,
высшего, общего и профессионального образования, сохранения контингента учащихся в средних
учебных заведениях в Российской империи в начале XX в. Данная информация наглядно
отражает успешную деятельность правительства по развитию среднего и высшего образования
и реализации проекта всеобщего начального образования.
Значимость книги состоит прежде всего в отсутствии подобного рода изданий, а представленные
в ней сведения позволяют по-новому оценить уровень и масштабы распространения грамотности
и образования в Российской империи в начале XX в.
Сборник может выступать в качестве справочного пособия по истории российского образования
начала XX в., а также как самостоятельное научное издание.
УДК 371:94(470+571)"1903/1916"
ББК 74.03(2)
Изображение на обложке: «Императорский Николаевский университет»,
почтовая карточка, издание К. Ф. Кнауб, г. Саратов.
Научное издание
РЫЖОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Печать цифровая. Печ. л. 30,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз.
ООО «Проспект»
Статистический сборник
Подписано в печать 03.07.2025. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-43314-8
©© Рыжов А. Н., 2025
ООО «Проспект», 2025
/16
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................................................................................3
Министерство народного просвещения ...................................................................7
Раздел I
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
И ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНЫМ ОКРУГАМ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1. Учебные округа Российской империи .....................................................8
Варшавский учебный округ .........................................................................10
Виленский учебный округ ............................................................................26
Иркутское генерал-губернаторство .....................................................49
Западно-Сибирский учебный округ ..........................................................62
Кавказский учебный округ ........................................................................... 77
Казанский учебный округ .......................................................................... 103
Киевский учебный округ............................................................................ 132
Московский учебный округ....................................................................... 163
Одесский учебный округ ........................................................................... 220
Оренбургский учебный округ .................................................................. 255
Приамурское генерал-губернаторство ............................................. 275
Петроградский учебный округ
(до 1914 г. – Санкт-Петербургский учебный округ) ...................... 284
Рижский учебный округ ..............................................................................327
Туркестанское генерал-губернаторство (Управление
учебными заведениями при Туркестанском генералгубернаторстве)
......................................................................................... 345
Харьковский учебный округ ..................................................................... 355
Стр.479
480
Оглавление
1.2. Рост числа учебных заведений и численности учащихся
в 1903–1916 годы ..................................................................................... 394
Раздел II
СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
И ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
2.1. Университеты и специальные учебные заведения
Российской империи ................................................................................. 400
2.2. Численность студентов в Российской империи,
Германской империи, Франции и Великобритании
(1914, 1916) .................................................................................................. 433
2.3. Численность женщин-студентов и действительных
слушательниц в высших учебных заведениях (1916) ................. 435
Раздел III
СВЕДЕНИЯ О ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1902–1916 ГОДЫ ......................................... 441
Раздел IV
ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ
И ФИНАНСОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
4.1. Территориальная доступность для населения начальных
учебных заведений Российской империи (1911) ......................... 453
4.2. Социальный состав учащихся средних учебных заведений
Российской империи в начале XX века ............................................ 455
4.3. Социальный состав учащихся высших учебных заведений
Российской империи в начале XX века ............................................ 464
4.4. Финансовая доступность для населения
Российской империи среднего и высшего образования ........... 471
4.5. Сохранение контингента учащихся в средних
общеобразовательных учебных заведениях в России ............... 474
Заключение .....................................................................................................................477
Стр.480