Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 686588)
Контекстум

Развитие образования в Российской империи в начале ХХ века. Статистический сборник (6000,00 руб.)

0   0
Первый авторРыжов А. Н.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц480
ID946740
АннотацияСборник посвящен одному из наиболее значимых и противоречивых периодов в истории российского образования – началу XX в., когда была сформирована система непрерывного образования, обеспечившая равные возможности для успешного окончания учебного заведения любого уровня для всех граждан России и заложившая основу значительного экономического роста в стране. В издании представлены статистические сведения о численности учащихся по каждому общеобразовательному и профессиональному учебному заведению в Российской империи, о числе высших учебных заведений и численности студентов за 1904–1916 гг. в сопоставлении с численностью студентов в ведущих европейских государствах, показана численность женщинстудентов и слушательниц высших учебных заведений в России в предреволюционный период. Рассмотрены вопросы грамотности населения Российской империи в 1903–1916 гг., территориальной доступности начального образования, социальной и финансовой доступности среднего, высшего, общего и профессионального образования, сохранения контингента учащихся в средних учебных заведениях в Российской империи в начале XX в. Данная информация наглядно отражает успешную деятельность правительства по развитию среднего и высшего образования и реализации проекта всеобщего начального образования. Значимость книги состоит прежде всего в отсутствии подобного рода изданий, а представленные в ней сведения позволяют по-новому оценить уровень и масштабы распространения грамотности и образования в Российской империи в начале XX в. Сборник может выступать в качестве справочного пособия по истории российского образования начала XX в., а также как самостоятельное научное издание.
ISBN978-5-392-43314-8
УДК371:94(470+571)"1903/1916"
ББК74.03(2)
Рыжов, А. Н. Развитие образования в Российской империи в начале ХХ века. Статистический сборник / А. Н. Рыжов .— Москва : Проспект, 2025 .— 480 с. — ISBN 978-5-392-43314-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/946740 (дата обращения: 27.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие_образования_в_Российской_империи_в_начале_ХХ_века._Статистический_сборник.pdf
ББКУДК 371:94(470+571)"1903/1916" 74.03(2) Р93 Автор: Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рыжов А. Н., доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Рецензенты: Блинов В. И., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Овчинников А. В., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, научный руководитель лаборатории сравнительной педагогики и истории образования Центра развития образования Российской академии образования. Р93 Рыжов А. Н. Развитие образования в Российской империи в начале ХХ века : статистический сборник. – Москва : Проспект, 2025. – 480 с. ISBN 978-5-392-43314-8 Сборник посвящен одному из наиболее значимых и противоречивых периодов в истории российского образования – началу XX в., когда была сформирована система непрерывного образования, обеспечившая равные возможности для успешного окончания учебного заведения любого уровня для всех граждан России и заложившая основу значительного экономического роста в стране. В издании представлены статистические сведения о численности учащихся по каждому общеобразовательному и профессиональному учебному заведению в Российской империи, о числе высших учебных заведений и численности студентов за 1904–1916 гг. в сопоставлении с численностью студентов в ведущих европейских государствах, показана численность женщинстудентов и слушательниц высших учебных заведений в России в предреволюционный период. Рассмотрены вопросы грамотности населения Российской империи в 1903–1916 гг., территориальной доступности начального образования, социальной и финансовой доступности среднего, высшего, общего и профессионального образования, сохранения контингента учащихся в средних учебных заведениях в Российской империи в начале XX в. Данная информация наглядно отражает успешную деятельность правительства по развитию среднего и высшего образования и реализации проекта всеобщего начального образования. Значимость книги состоит прежде всего в отсутствии подобного рода изданий, а представленные в ней сведения позволяют по-новому оценить уровень и масштабы распространения грамотности и образования в Российской империи в начале XX в. Сборник может выступать в качестве справочного пособия по истории российского образования начала XX в., а также как самостоятельное научное издание. УДК 371:94(470+571)"1903/1916" ББК 74.03(2) Изображение на обложке: «Императорский Николаевский университет», почтовая карточка, издание К. Ф. Кнауб, г. Саратов. Научное издание РЫЖОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Печать цифровая. Печ. л. 30,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. ООО «Проспект» Статистический сборник Подписано в печать 03.07.2025. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-43314-8 ©© Рыжов А. Н., 2025 ООО «Проспект», 2025 /16 .
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ........................................................................................................................3 Министерство народного просвещения ...................................................................7 Раздел I СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1.1. Учебные округа Российской империи .....................................................8 Варшавский учебный округ .........................................................................10 Виленский учебный округ ............................................................................26 Иркутское генерал-губернаторство .....................................................49 Западно-Сибирский учебный округ ..........................................................62 Кавказский учебный округ ........................................................................... 77 Казанский учебный округ .......................................................................... 103 Киевский учебный округ............................................................................ 132 Московский учебный округ....................................................................... 163 Одесский учебный округ ........................................................................... 220 Оренбургский учебный округ .................................................................. 255 Приамурское генерал-губернаторство ............................................. 275 Петроградский учебный округ (до 1914 г. – Санкт-Петербургский учебный округ) ...................... 284 Рижский учебный округ ..............................................................................327 Туркестанское генерал-губернаторство (Управление учебными заведениями при Туркестанском генералгубернаторстве) ......................................................................................... 345 Харьковский учебный округ ..................................................................... 355
Стр.479
480 Оглавление 1.2. Рост числа учебных заведений и численности учащихся в 1903–1916 годы ..................................................................................... 394 Раздел II СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 2.1. Университеты и специальные учебные заведения Российской империи ................................................................................. 400 2.2. Численность студентов в Российской империи, Германской империи, Франции и Великобритании (1914, 1916) .................................................................................................. 433 2.3. Численность женщин-студентов и действительных слушательниц в высших учебных заведениях (1916) ................. 435 Раздел III СВЕДЕНИЯ О ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1902–1916 ГОДЫ ......................................... 441 Раздел IV ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 4.1. Территориальная доступность для населения начальных учебных заведений Российской империи (1911) ......................... 453 4.2. Социальный состав учащихся средних учебных заведений Российской империи в начале XX века ............................................ 455 4.3. Социальный состав учащихся высших учебных заведений Российской империи в начале XX века ............................................ 464 4.4. Финансовая доступность для населения Российской империи среднего и высшего образования ........... 471 4.5. Сохранение контингента учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях в России ............... 474 Заключение .....................................................................................................................477
Стр.480

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически